- Основание фабрики
- Вторая жизнь венского фарфора
- Мануфактура Аугартен
- Клейма Венской фарфоровой мануфактуры в разные годы
Из всех фарфоровых мануфактур Венская отличается самой богатой и интереснейшей историей. Предприятие было создано на средства Императорского дома и работало под его патронажем. Технологии изготовления фарфора были украдены у мастеров мейсенского фарфора, после чего строго засекречены.
Период Дю Пакье
В 1717 году князь Клаудиус дю Пакье тайными способами добыл чертежи печи для обжига и загорелся идеей открытия фабрики по выпуску фарфоровых изделий. Со своей идеей он обратился к королю Австрии. Карл VI был заинтересован пополнить казну и дать “фору” китайскому фарфору. Весной 1718 года монарх выдал дю Пакье монополию на 25 лет. Этот временной отрезок и вошел в историю как период Клаудиуса дю Пакье. Дельцу удалось хитростями переманить мастеров из Мейсена и организовать вторую после Мейсенской мануфактуру по производству фарфора, которая расположилась под Веной, в местечке Альзергрунд.
Технологии производства в точности повторяли мейсенские, но, несмотря на все старания, изделия имели серый оттенок, что не позволяло оценивать продукцию по высшему разряду. В первые годы деятельности в декоре изделий преобладали восточные мотивы, стиль барокко и рококо. Позже привлекли известных художников. На посуде появились свежие орнаменты: мотивы плетения, индианские и немецкие цветочные орнаменты, барочные ленты, завитки и листочки. Наиболее яркими можно назвать работы Йозефа Хоффманна: Узор “Венской розы” и “Дынный сервис”, выполненные в 1929 году.
В 30-е годы XVIII века изделия преобразились. Блюда, чашки и другие предметы стали украшать пейзажами, мифическими сценами и цветочными рисунками. Спустя 25 лет венский фарфор приобрел собственный оригинальный стиль. Однако спрос на Венскую фарфоровую посуду неуклонно падал. Предприятие уже не приносило большой прибыли, и в конце концов в 1744 году его пришлось продать. Новой владелицей Императорской фарфоровой фабрики стала Мария Терезия Австрийская. С этого момента на фарфоровых изделиях стали проставлять клеймо с изображением герба Австрии.
При новом владельце для изготовления продукции начали использовать глину другого качества, ввезенную из Венгрии. Изделия стали белее и тоньше. Их качество можно было сравнить с костяным фарфором высокого класса. Главным дизайнером производства был Йоганн Нидермайер. В период его работы, наряду с выпуском посуды, мануфактура налаживает выпуск фарфоровых статуэток. В основном образы были “сняты” с местных жителей Вены. Это были сцены любви и сцены быта. Детали статуэток тщательно прорабатывали. Элементы одежды, обуви и украшений выглядели невероятно реалистичными, что покоряло сердца покупателей.
Период Зоргенталя (1784-1804 гг.)
Во времена правления Императрицы Венскую мануфактуру национализировали и включили в состав государственного владения как Венскую королевскую мануфактуру (Wiener Porzellanmanufaktur). Мария Терезия правила государством до 1780 года. После нее на престол пришел император Иосиф II, который совершенно не интересовался фарфоровым производством, в связи с чем мануфактура практически перестала приносить доход. В 1784 году Император решил избавиться от Венской королевской мануфактуры, выставив ее на продажу. Однако покупателей во всей королевской Вене не находилось. Зато нашелся коммерсант, который решил взять предприятие в аренду. Имя его Конрад фон Зоргенталь. Он дал вторую жизнь венскому фарфору. Поэтому период с 1784 года по 1804 называют периодом Зоргенталя.
Коммерсант привлек к росписи фарфоровых изделий талантливых художников, окончивших Венскую академию. Здесь трудился живописец-химик Йозеф Лайтнер, который изобрел краску насыщенного голубого цвета (Leithner Blau). Оттенок был настолько красив, что его сравнивали с “королевской синей” краской, которой славилась Серверская мануфактура.
Еще одним знаменитым венским мастером по росписи фарфора был А. Котгассер, который внес в дизайн выпускаемых изделий стиль бидермайер. Главным скульптором-модельером тогда был Антон Грасси. Он постепенно совершил переход в дизайне от рококо к стилю неоклассицизма. Также Грасси запустил производство портретных бюстов из бисквита. Особый интерес вызывают работы “Похищение Европы” и “Рождение Венеры”, а также скульптурные портреты известных личностей того времени, изображение членов императорской семьи и самого Императора. В короткие сроки производство “расцвело” вновь смогло конкурировать с другими компаниями европейского фарфорового производства, в том числе со старейшей мануфактурой Мейсена. Период Зоргенталя отличают характерные приемы росписи под гравюру (гризайль).
Закат и возрождение мануфактуры
В 1804 году Зоргенталь скончался. Новым управляющим стал сын Нидермайера, ранее работавшего в мануфактуре при Марии Терезии. При Нидермайере-младшем в декоре изделий стал преобладать французский стиль ампир. Однако из-за войны Наполеона в Европе фарфоровый завод вновь стал приходить в упадок.
Возрождение мануфактуры наметилось лишь в 1815 году благодаря Венскому конгрессу, на который съехались монархи стран-победителей. Высокопоставленные гости Вены охотно посещали фабрику. А правительство страны, в свою очередь, дарило монархам подарки в виде австрийских сувениров из фарфора. Был дан некий импульс возрождения венского фарфорового производства. Но мануфактура все еще не могла стать одной из первых среди европейских фарфоровых заводов.
До 1847 года Венская мануфактура кое-как держалась “на плаву”. Из-за низкой прибыли многие талантливые художники были вынуждены уйти. В конце концов в 1863 году по решению государственного парламента не приносящее доход предприятие было закрыто.
Настоящее возрождение Венской мануфактуры фактически началось в 1921 году. Два года ушло на восстановление. Однако принято отсчитывать период возрождения с мая 1923 года, когда предприятие торжественно открыл глава Государства Михаэль Хайниш. Теперь оно называлось “Фарфоровая мануфактура Аугартен”. Отличительным торговым знаком этого периода стало изображение перевернутой арки с короной.
На момент возрождения Венской мануфактуры на пике популярности был стиль ар-деко. Поэтому часть изделий выполнялась в этом дизайне. Другая часть была изготовлена по образцам в традициях венских мастеров прошлой эпохи. Тогда австрийский фарфор стали делить на две категории: “Старая Вена” и “Augarten”.
Мануфактура Аугартен просуществовала почти восемьдесят лет. Но в 2003 году вновь потерпела банкротство и была закрыта. Вскоре после закрытия производственные цеха выкупила фирма “Value Management Services” и запустила собственное производство, не слишком изменив его название. Теперь предприятие называлось "Новая фарфоровая мануфактура Аугартен".
Фарфор под маркой Аугартен сохраняет традиции. Изделия расписываются вручную. Уникальные образцы продукции можно посмотреть в музее, открытом при мануфактуре. Открытие музея фарфора состоялось в 2011 году. Здесь же открыт магазин, в котором представлен большой ассортимент венских сувениров. В 2014 году Австрия вводит в обращение первую в мире марку из фарфора с изображением “Венской розы” производства мануфактуры Аугартен. Номинал марки составил около 6 евро.
Клейма по годам Венской фарфоровой мануфактуры
Наряду с фабричными клеймами на продукцию фабрики проставлялся год выпуска изделия. В конце 18 века прописывали две последние года. В 19 веке стали указывать три последние цифры текущего года.
До 1827 года маркировку наносили вручную подглазурным методом кобальтовым щитом. После, вплоть до 1849 года, стали применять щит, который был вдавлен в тесто. С 1860-го маркировать стали опять подглазурным кобальтом. Помимо клейма, на изделиях присутствовали подписи художников, которые выполнили рисунок.
В 2024 году Венской фарфоровой мануфактуре исполнилось 306 лет. Более двадцати из них венский фарфор выпускается под брендом "Новая фарфоровая мануфактура Аугартен". Над дизайном изделий во все времена трудились талантливейшие живописцы. А это значит, что вся посуда и сувениры Венской мануфактуры уникальны и имеют высокую стоимость на современном рынке. Если у вас есть экземпляры продукции австрийского фарфора и вы желаете знать их стоимость, обращайтесь в клуб “Раритетус”. Эксперты клуба оценят изделие по фото и предложат выгодную цену, если вы захотите продать фарфор.