- Начало большого пути
- Промышленный прогресс. Создание Villeroy & Boch
- Villeroy & Boch в ХХ веке
- Клейма Villeroy & Boch по годам
Villeroy & Boch / «Виллерой и Бох» - известный немецкий бренд в мире посуды и керамики. Почти триста лет существования компания знала периоды невероятных взлетов благодаря предпринимательскому и творческому таланту представителей двух семей – Бох и Виллеруа. Сложные исторические перипетии приводили компанию к серьезным потерям, но желание успеха помогало каждый раз возрождаться, создавать, приумножать любимое дело.
Villeroy & Boch долгие годы был и является ведущим производителем керамической продукции. Это великолепная домашняя посуда, над формами и декором которой трудились лучшие дизайнеры. Метлахская плитка – символ немецкого бренда Villeroy & Boch. Ее отличает непревзойденное качество и декоративное оформление. Коллекции керамики опираются на традиции и стили, пришедшие с античных времен, модные течения ар-деко и ар-нуво, ультрасовременные технологии и формы.
История компании представляет пример удачного соединения усилий двух конкурирующих компаний, превративших свой бизнес в успешную империю, продукция которой стала символом роскоши и изысканности.
Первые шаги большого пути. История компании Франсуа Боха.
Первой на рынке появилась компания Boch, основанная Франсуа Бохом в 1748 году. Начало XVIII века – в Европе зарождается собственное производство фарфора. Уже найден состав, позволяющий создавать «белое золото» на континенте, а не импортировать его с Востока. Первыми заработали королевские мануфактуры, но через полвека конкуренцию им начинают составлять частные компании. Так случилось и с компаний Boch. Долгое время придворный сталелитейщик Франсуа Бох был занят изготовлением пушечных ядер, за что получил титул «придворный бомбардир». Будучи отцом четверых детей, Франсуа понимает, что пора переключиться на более спокойное мирное дело. Оценив обстановку, он приходит к выводу, что производство посуды -это востребованный и прибыльный бизнес. Итак, в лотарингской деревне Оден Ле Тиш в здании бывшей кузницы открывается семейная фарфоровая мануфактура Boch.
По удачному стечению обстоятельств, зять Боха Пьер Валир работал на керамической фабрике и был знаком с тонкостями производства фаянса и фарфора. Вскоре посуда Boch увидела свет. Она была простой по форме, но ее качество соответствовало высоким стандартам, тарелки, чашки, блюда и другая утварь быстро нашли своих покупателей.
После смерти Франсуа Боха дело унаследовали сыновья. Компанию переименовали по имени старшего брата, который возглавил фирму «Jean-François Boch et Frères». Младшие братья сосредоточились на вопросах производства и совершенствовании технологий. Новым этапом в развитии компании стало разрешение императрицы Марии Терезии на строительство фарфоровой мануфактуры в городе Сетфонтене недалеко от Люксембурга.
Благодаря протекции Марии Терезии фирма в Сетфонтене стала называться «Императорской и королевской мануфактурой», получила налоговые льготы и право ставить имперский герб на клеймо. Братья Бох сами обновили устройство печи для обжига, что позволило увеличить производительность. Быстрой доставке сырья и отправке готовой продукции способствовала транспортная речная система. Фарфорово-фаянсовое производство Бохов в 1780-е годы приносило хороший стабильный доход, в скором времени семья построила родовой замок вблизи фабрики.
Среди ранних выдающихся достижений в области фарфора Boch - создание легендарного растительного мотива Brindille – «веточка», который впоследствии стал называться Alt Luxemburg - «Старый Люксембург». Утонченный витиеватый узор в стиле рококо, расписанный синим кобальтом по белоснежному фарфору, стал настоящей классикой, и несколько веков являет пример элегантности и вкуса.
Исторические революционные события во Франции круто изменили жизнь семьи Бох. Они были вынуждены разделить собственность. Люксембургская фабрика, которая перешла во владение Пьер-Жозефа Боха, в результате французской оккупации была разрушена, производство уничтожено, убытки составили более полумиллиона франков - огромные по тем временам деньги.
Восстановить фабрику удалось за три года, и в 1802 году фарфор Бохов участвовал в парижской выставке. А благодаря экономической блокаде, запрещавшей ввоз английский товаров, французские производители, лишившись серьезных конкурентов, смогли стабилизировать финансовое положение.
Рождение компании Villeroy & Boch
Следующий представитель поколения Бохов – Жан-Франсуа стал родоначальником одного из важнейших направлений деятельности компании – производства керамической плитки. В местечке Метлах на реке Саар Жан-Франсуа выкупает у монастыря здание и переоборудует его в фабрику. С самого начала на фабрике активно внедряли технические новинки, автором многих из которых, был сам Бох. Для растопки печей начали использовать уголь, для регулировки температуры обжига – пирометр. Модернизация требовала финансовых вложений, в ход пошло состояние жены Жана-Франсуа, а также дополнительный доход получали от торговли мозельским вином. Керамическое производство ждал успех – золотая медаль на Берлинской выставке в 1822 году. Бох освоил технологию подглазурной монохромной росписи плитки, а позднее и цветную печать. Изменения претерпел и состав сырья, в результате экспериментов удалось получить износостойкий и прочный керамогранит.
В 1829 году Жан-Франсуа Бох становится собственником всех предприятий семьи. Знакомство с предпринимателем Виллеруа происходит как раз в это время. Расскажем подробнее как обстояли дела в его компании до слияния.
Компаньон будущей Villeroy & Boch Николас Виллеруа также занимался изготовлением керамической плитки на фабрике, единоличным владельцем которой он стал в 1796 году. Располагалась она на реке Саар в городе Валлерфангене. Уже в начале XIX века Виллеруа использовал в производстве угольные печи, а для нанесения изображений применял английскую технологию глубокой печати.
Виллеруа и Бох были конкурентами в производстве керамики, но это не помешало их дружбе. Сталкиваясь с одинаковыми сложностями в работе, они пришли к выводу, что объединение усилий, капиталов, знаний технологий и коммерческой смекалки будет только на пользу обеим компаниям. 14 апреля 1836 года это решение было скреплено документально, так возникло совместное предприятие Villeroy & Boch. Успешный союз был скреплен не только юридически, но и брачными узами между представителями младших поколений семей.
Грамотное совместное управление Виллеруа и Боха включало важные шаги: вступление в торговую ассоциацию помогло остаться на французском рынке, открытие фабрик в бельгийских городах Ла-Лувьер и Турн позволило избежать высоких ввозных пошлин, заработали новые заводы в Дрездене и в Валлерфангене, где производили костяной фарфор. Расширилось дело и производством стекла на новом хрустальном заводе в Вадгассене. Широкая торговая сеть охватила крупные города Германии, Европы, достигнув на востоке Российской империи, а продажи на Запад дошли до Американского континента.
Фарфор Villeroy & Boch за счет внедренных технологий стоил недорого, но при этом сохранялось качество и художественная составляющая. Открытием Villeroy & Boch в конце 19 века стал фанолит (Phanolith) – особая разновидность полупрозрачного фарфора. Технология декорирования сочетала метод украшения фарфора pâte-sur-pâte (пат-сюр-пат, слой за слоем) и элементы керамики Веджвуда jasperware. Рельеф в Phanolite наносили на необожженную и неглазурованную керамику слоями белого шликера. Идея стиля фанолит принадлежит главному моделисту Villeroy & Boch Жану-Батисту Стаалю.
Одним из достижений Villeroy & Boch считается массовое производство керамической плитки. Хорошо известная метлахская плитка Mettlacher Platten обладала не только износостойкостью, но и великолепным декором. Открытие мозаик римской виллы в районе Метлаха способствовало творческим поискам компании Villeroy & Boch. Античные орнаменты с витиеватыми растительными узорами пришлись по вкусу широкой аудитории. Прочный, доступный, красивый материал украшал полы роскошных особняков, учреждений.
Еще одним направлением, перспективность которого уловили менеджеры Villeroy & Boch стало производство керамической сантехники. Обустройство квартир водопроводом спровоцировало рост интереса к сантехнике, и Villeroy & Boch были готовы принять этот вызов.
История Villeroy & Boch в XX веке
Начало XX века компания Villeroy & Boch встретила как крупный производитель сантехники, керамики, фарфора, хрусталя и материалов для строительства. В холдинг входило 9 предприятий, количество сотрудников превышало восемь тысяч. На фабриках уделяли внимание внедрению технических новшеств, заботились о безопасности труда.
Художники Villeroy & Boch отслеживали модные тенденции, применяя в дизайне элементы стилей ар-нуво, ар-деко, направления Баухаус.
Известный архитектор и дизайнер Анри Ван де Вельде создавал для Villeroy & Boch образцы оформления посуды и изразцовой плитки.
Плитка Villeroy & Boch применялась для украшения интерьеров банков, дворцов, усадеб, больничных комплексов, гостиниц. Историческое значение имеет оформление замка Херренхимзее, мозаичного пола для Кельнского собора, помещений Большого театра. Метлахской плиткой декорировали «Титаник». Villeroy & Boch выполняют крупные частные заказы для европейских правящих домов, аристократии, керамикой из Метлаха отделан Голландий тоннель в Нью-Йорке.
Первая мировая война, территориальный передел серьезно повлияли на деятельность Villeroy & Boch. Было утрачено несколько фабрик, производственные мощности были существенно ограничены. В 1920-е годы удалось восстановить объемы производства, но последующий экономический спад вновь нанес урон финансовой стабильности компании.
Во время Второй мировой войны производство было закрыто из-за невостребованности, осталось только деятельность по производству керамической плитки. К окончанию войны фабрики в Восточной Германии были разрушены, оборудование вывезено в качестве репараций. После войны началось возрождение с самых необходимых вещей – домашней посуды, сантехники, плитки. Со временем стали открываться фабрики в странах других континентов – в Аргентине, в Канаде. Компании удалось выжить в конкурентной борьбе и расширить сбыт в страны Америки и Японию.
Восстановили производство стекловидного фарфора. Дизайн посуды, которому стали уделять пристальное внимание, опирался на современные тенденции. Villeroy & Boch предлагала не только выдающиеся дизайны посуды, но и готовые жилые пространства. Коллаборация с Луиджи Колани Luigi Colani стала значимой вехой в истории дизайна. Перед архитектором стояла задача создать гармоничное пространство ванной комнаты – удобное и красивое. Дизайн Колани расширял утилитарные функции до «ванной комнаты как жилого пространства».
Последующие годы компания прирастала за счет поглощения фирм-конкурентов. В 1986 году в состав Villeroy & Boch вошла компания Gallo Design c ярким молодежным стилем. Годом позднее Villeroy & Boch приглашает к сотрудничеству дочь художника Палому Пикассо, которая разрабатывает дизайн плитки, а затем работает над изысканными предметами из стекла и фарфора.
В 1990-е и 2000-е годы к Villeroy & Boch присоединились известные производители ванн, душевых кабин, сантехники, кафеля для бассейнов.
Villeroy & Boch предлагает разнообразные коллекции посуды. Среди любимых стилей – классика, кантри и метрополитен. Классический дизайн отличает качество и белизна фарфора. Чистые мягкие линии, утонченный рисунок или его полное отсутствие позволяют любоваться красотой фарфора.
Дизайн «Кантри» создан для жизнерадостной и расслабляющей атмосферы загородного дома. Яркий рисунок с декором из цветов и фруктов создаст настрой для приятной дружеской беседы на отдыхе.
Стиль «Метрополитен» создан для людей, живущих в ритме большого города, кто не боится быть оригинальным и стремится к переменам. Керамическую посуду и фарфор выделяет в первую очередь смелый инновационный дизайн предметов. Посуда New Wave предложила новый тренд, сочетающий оригинальность формы и практичность.
Villeroy & Boch – крупный производитель керамики - посуды, сантехники, плитки для ванной и кухни, мебели. Компания по-прежнему вдохновляет ценителей великолепным дизайном, а благодаря новаторским методам обжига керамические изделия стали устойчивы к повреждениям и обладают высокой прочностью. Второе рождение переживает ранняя модель «Старый Люксембург», а новые произведения Villeroy & Boch получают заслуженное признание на международных смотрах.
Клейма Villeroy & Boch
Клеймо Villeroy & Boch с середины 19 века до наших дней претерпевало изменения, связанные в основном с местом производства. Неизменными оставались фамилии компаньонов в виде инициалов V&B или написанные полностью «Villeroy & Boch». С 1874 года символом торговой марки Villeroy & Boch становится стилизованное изображение головы бога Гермеса в шлеме с крыльями и в обрамлении двух жезлов-кадуцеев.
Современное клеймо Villeroy & Boch аскетично, представляет наименование компании и дату ее основания – 1874 год, место производства – Germany.
Если Вы желаете продать фарфор Villeroy & Boch, обратитесь к экспертам компании «Raritetus». Специалисты оценят фарфор по фотографиям, которые можно предоставить любым удобным для Вас способом. Если Вы хотите получить консультацию вживую, приезжайте к нам офис. Вам предложат выгодную сумму выкупа.