744
31.05.2023
4.7
Поделиться
Кувшин Синяя птица автор А Калита 1994 год Музей истории Дальнего Востока имени В К Арсеньева
Посуда Владивостокского фарфорового завода в 1970-1980-х гг. приобрела широкую известность в СССР. Приморская фабрика на тот момент являлась одним из крупнейших советских производителей керамики. На пике своего развития завод выпускал более семидесяти видов фарфоровых изделий: от чайных сервизов и ваз до наборов столовой посуды и сувенирной продукции. Мастера завода в своих произведениях умело сочетали такие качества, как удобство и художественное совершенство. Художники, получившие опыт на других советских фарфоровых производствах, перенесли его на производство Владивостокского завода. В результате, менее чем за двадцать лет здесь была создана мастерская, изделия которой отличал собственный, уникальный стиль. И сегодня в Приморском крае можно обнаружить фарфоровую посуду ВФЗ, хотя сам завод в 2000-х гг. прекратил свое существование.
Блюдо Синяя птица автор А Калита 1994 год Музей истории Дальнего Востока имени В К Арсеньева
История Владивостокского фарфорового завода
История фарфорового дела во Владивостоке началась еще в XIX в. Первая мануфактура была основана в 1895 году известным купцом и предпринимателем, Алексеем Дмитриевичем Старцевым, на острове Путятина в заливе Петра Великого. Всего за несколько лет изделия завода получили широкую известность благодаря своему высокому качеству. От бытовых изделий, изготавливаемых кустарно, фабрика перешла к массовому выпуску продукции. Тонкостенная керамика владивостокского фарфора уже на тот момент не уступала работам заводов Китая и Японии. Просуществовало предприятие всего пять лет и было закрыто после смерти его владельца.
К идее создания фарфоровой фабрики во Владивостоке вернулись уже в СССР. Строительство завода началось в 1967 г. и двигалось очень быстрыми темпами. Открытие предприятия необходимо было приурочить к очередному съезду партии. Официальной датой начала работы завода считается 25 марта 1971 г. Для создания владивостокского фарфора использовалось сырье с Гусевского месторождения. Кроме того, часть материалов привозили из Нижнего Новгорода, а также с Дулевского фарфорового завода и даже украинских фабрик. Основной целью создания завода во Владивостоке была необходимость обеспечить керамической продукцией Приморье и Дальний Восток. Со временем фабрика стала крупнейшим поставщиком фарфоровой посуды не только для этих территорий Советского Союза, но также многих районов Сибири и Крайнего Севера.
Столовый сервиз на 6 персон Владивостокский фарфоровый завод СССР
В становлении местного производства участвовали многие советские предприятия. На Ленинградском фарфоровом заводе разрабатывались формы изделий. Благодаря этому уже в 1980-х гг. было создано более двадцати новых моделей посуды. Невозможно переоценить и участие дулевских мастеров, передавших Владивостокскому фарфоровому заводу свой опыт в технологии изготовления керамики, а также техниках ее росписи. Параллельно шло обучение специалистов для местного предприятия в Уссурийском и Владивостокском художественных училищах. В тот же период, изделия завода начинают экспонировать на советских, а также на международных конкурсах. Например, на «Выставке достижений изобретателей и рационализаторов Приморского края», проходившей в Москве на ВДНХ в 1983 г., посуда из Владивостока была удостоена бронзовой медали.
Соусница фарфор Владивостокский фарфоровый завод
Соусница фарфор Владивостокский фарфоровый завод клеймо
Благополучные для фабрики времена закончились в 1991 г. с распадом Советского Союза. В 1993 г. завод был преобразован сначала в АОЗТ «Фарфор Приморья», а затем в ТОО «Владивостокский фарфоровый завод». Тяжелая экономическая ситуация привела сначала к сокращению количества выпускаемой продукции, а к 1995 г. – к закрытию фабрики. Производство посуды возобновилось в 1996 г. В 1997 г. предприятие получило название ОАО «Владивостокский фарфоровый завод». В 2000-х гг. руководство компании решило сосредоточиться на выпуске авторских изделий по индивидуальному заказу. Но этот ход не привел к возрождению фабрики. В 2007 г. Владивостокский фарфоровый завод был окончательно закрыт, а его помещения сданы в аренду другим фирмам.
Мастера Владивостокского фарфорового завода
Для фарфора Приморья характерно использование различных художественных приемов: золочения, деколи, ручной росписи и т.д. На заводе работало множество талантливых художников СССР. Они создали уникальный стиль местной керамики, сочетавшей морские и ориентальные мотивы. Для работы на фабрике приглашали художников многих фарфоровых заводов СССР, а также выпускников местных училищ. Среди них были выдающиеся фарфористы: Лариса Васильевна Рыбалочко, Анатолий Гаврилович Калюжный, Тамара Михайловна Суслова, Анатолий Иванович Прочко, Николай Алексеевич Шаповалов, Григорий Петрович Шаповалов, Валентина Павловна Клямко и др. У каждого мастера был свой индивидуальный, авторский почерк и подход к созданию произведений.
Лариса Васильевна Рыбалочко окончила Семеновское художественно-промышленное училище в г. Горький. в 1975-1980 гг. являлась главным художником Владивостокского фарфорового завода. Для ее работ характерно использование сюжетов по мотивам русских сказок. Особенно ярко ее талант проявился в технике подглазурной росписи. Одной из самых известных работ художницы является декоративная ваза «Птицы». Форма изделия была выполнена Анатолием Гавриловичем Калюжным. Росписью же занималась Лариса Васильевна. На тулове вазы на белом фоне синими красками изображены фантастические птицы, окруженные флоральными мотивами. Подглазурная кобальтовая роспись солью дополнена надглазурными узорами, выполненными в технике золочения.
Другим важным для Владивостокского фарфорового завода мастером был, уже упомянутый выше, Анатолий Гаврилович Калюжный, один из известнейших керамистов Приморья. Выпускник Одесского художественного училища, в 1970-х гг. переехавший во Владивосток. С 1971 по 1980 гг. он занимал сначала должность скульптора, а затем и главного скульптора художественной мастерской Владивостокского завода. К числу его работ принадлежит сервиз «Сатурн», выполненный в геометризованных объемах и украшенный абстрактной росписью.
Большая часть форм изделий завода - результат разработок в техниках литья и формовки мастера Григория Петровича Шаповалова. Он получил образование на Украине, а затем был художником на ВФЗ, с 1972 г. и вплоть до его закрытия в 2007 г. В общей сложности Григорий Петрович отдал фабрике более 30 лет творческой жизни. Его скульптурная форма использовалась для создания чайного сервиза «Осенние акварели», украшенного росписью Тамары Михайловны Сусловой. Декоративное оформление предметов этого набора посуды представляет собой обобщенные мотивы осеннего пейзажа на перламутровом фоне. Отличительной чертой данного сервиза является оформление его чайной пары. Роспись покрывает не внешнюю, а внутреннюю сторону чашки, а блюдце имеет волнистый край. Этот сервиз свидетельствует о том, что Григорий Петрович не только использовал традиционные посудные формы, но и активно с ними экспериментировал.
Более 30 лет на Владивостокском фарфоровом заводе работали профессиональные художники и скульпторы. За этот небольшой срок им удалось, опираясь на традиции советского фарфора, сформировать отличную творческую мастерскую. Они сформировали стиль росписи керамики, наполненный уникальными дальневосточными мотивами.
Клейма Владивостокского фарфорового завода
В 1971-1982 гг. завод имел клеймо, представлявшее собой стилизованное изображение головы тигра. С 1982 г. продукцию фабрики начали маркировать символом в виде цветка лилии. Таким клеймо завода оставалось вплоть до его закрытия в 2007 г.
Коллекционирование изделий ВФЗ и их стоимость
На современном антикварном рынке можно встретить различные виды фарфоровой посуды Приморского края. В их число входят и изделия Владивостокского завода, до сих пор поражая своей эстетичностью и высоким качеством. Стоимость вазы ВФЗ может составлять около 3 000 рублей. Цены на отдельные предметы, например, сахарницы, начинаются от 300 рублей. Сервизы ВФЗ, такие как «Нежность» можно продать от 4 000 рублей. Если вы хотите продать советский фарфор, то можете сделать это, воспользовавшись услугами антикварного клуба «Raritetus». Присылайте фото и заказывайте бесплатную экспертную онлайн-оценку фарфора, или приезжайте к нам в офис. Специалисты «Raritetus» помогут оценить его и предложат выгодную цену.
Оставить комментарий
Комментарии (всего: 0)
Похожие статьи
Золинген (Solingen) - ножи, бритвы, ножницы, клеймо Золинген, история бренда
30.05.2023 в 03:09
Бронницкий фарфоровый завод: клеймо Бронницкого завода фарфоровых изделий «Возрождение»
30.05.2023 в 01:50
Таллинский ювелирный завод: клеймо Таллинского ювелирного завода, изделия, история
21.05.2023 в 10:36
Фарфор Alka-Kunst Alboth & Kaiser Bavaria: клеймо, история завода, изделия
31.05.2023 в 05:37
Фарфоровый завод «Пролетарий»: клейма, история Бронницкой фарфоровой фабрики
23.06.2023 в 06:54
Швейная машинка Зингер: история фирмы Зингер, номера машинок Singer по годам
23.06.2023 в 05:47