Завод «Ленэмальер» СССР




Raritetus
  1. История эмальерного дела
  2. История “Ленэмальер”
  3. Клейма “Ленэмальер”

Можно с уверенностью предположить, что некоторым из нас достались в наследство от бабушек или прабабушек изящные дамские предметы, которые некогда были обязательным атрибутом модниц. Например, пудреницы, декорированные изображением пейзажа или цветочным узором. Крышки этих предметов были выполнены в технике расписной эмали, а стилистика росписи указывала на характерные черты завода “Ленэмальер”.

Пудреница, металл, эмаль, роспись. Завод “Ленэмальер”, СССР.
Традиции, на которые опирались мастера-эмальеры ленинградского завода при росписи пудрениц, были привнесены в русское искусство лишь в XVIII столетии. Однако на протяжении полутора веков они были главенствующими в отечественном эмальерном деле.

Отправьте фото удобным вам способом

    История художественной эмали

    В Древнем мире использовали стекловидную массу в качестве инкрустации украшений, предметов культа или декоративно-прикладного искусства. Например, эта техника была очень популярна в Египте. Также она встречается у греков, римлян и кельтов. Однако говорить об отдельном виде искусства еще приходиться. Ведь до VIII века эмаль всего лишь имитировала драгоценные камни.

    Пектораль. Новое царство, Египет, 1550–1069 гг. до н.э.

    Эмаль как самостоятельный художественный прием (выемчатая и перегородчатая эмаль) появилась в Византии, достигнув там пика своего развития в XII столетии. Византийские эмальеры работали не только над церковной утварью, они также декорировали предметы светского характера. Например, известно об императорской посуде украшенной драгоценной эмалью.

    Христос-Пантократор, золото, эмаль, драгоценные камни. Византия, Х в. Сейчас находится в соборе св. Марка в Венеции.

    Фрагмент короны Константина IX Мономаха. Византия, 1042-1050 гг. Из собрания национального музея г. Будапешт

    Византийское эмальерное дело оказало влияние и на русское, и на западное декоративно-прикладное искусство.

    Первоначально, в XII-XIII вв., мастера средневековой Европы активно использовали трудоемкую выемчатую эмаль или шамплеве (когда стекловидной массой заполняется специально сделанное углубление в металле). Эта техника была распространена в центральной Франции и районе Рейна и Мааса. Наиболее известными были мастерские Лиможа, где эмальерное дело получило дальнейшее развитие.

    Реликварий с “Поклонением волхвов”. Медь, выемчатая эмаль, золочение. Франция, ок. 1200 г. Из собрания Национального музея Клюни, Париж


    Перегородчатая эмаль или клуазоне предполагает, что эмалевая стекловидная масса заполняет ячейки, получившиеся из напаянных на основу перегородок. Несмотря на то, что и термин французский, и техника изначально византийская, “клуазоне” устойчиво ассоциируется с китайским эмальерным искусством. Начиная с XV века мастера Поднебесной создавали уникальные предметы, ставшие вожделенной мечтой коллекционеров азиатского антиквариата.

    Ваза в технике клуазоне, медь, бронза, эмаль, золочение. Правление Гуансюй, Китай, начало ХХ в.
    К XV веку в Лиможе начинает складываться техника расписной эмали. Это виртуозный вид эмальерного искусства с использованием многослойной росписи эмалевыми красками. В XVI столетии художники “новой школы” начали работать в стиле “гризайль”, ограничиваясь градациями белого на темно-синем или черном фоне. Подобная роспись походила на античные камеи.

    Лиможские эмали, художник - Леонар Лимозен. Франция, XVI в.


    Заимствованное у Византии эмальерное искусство активно развивалось на Руси с Х в. (этим временем датируются самые ранние найденные изделия). Процветали ремесленные центры в Новгороде, Киеве, Чернигове, Рязани и др. Однако в 1237 году происходит катастрофа, которая приводит к гибели многих отраслей декоративно-прикладного искусства. При нашествии Батыя были сожжены города, уничтожены мастерские, сами мастера угнаны в полон.

    Древнерусская эмаль домонгольской эпохи

    Экономический подъем и становление централизованного государство в XV столетии дает толчок к возрождению и развитию декоративно-прикладного искусства. Зарождается новая эмальерная техника - эмаль по скани. А уже о XVII веке можно говорить, как о времени апофеоза русского эмальерного дела.


    Ларец, сольвычегодская эмаль. Россия, 1690-1696 гг. Из собрания Музеев Московского Кремля

    С XVIII столетия при Петре I распространяется мода на расписную эмаль, которая начинает вытеснять остальные традиционные русские техники. И до эпохи историзма миниатюра по эмалевой поверхности занимает главенствующую роль в эмальерном искусстве.

    Табакерка с изображением Екатерины II. Мастер - Александр Ланг. Золото, серебро, бриллианты, гранаты, эмаль. Санкт-Петербург, Российская империя, 1776 г.

    Отправьте фото удобным вам способом

      Во второй половине XIX века, с популярностью “русского стиля” возвращается интерес и к старинным эмальерным техникам, и традиционному декору. Русские ювелирные мастерские Хлебникова, Овчинникова, Фаберже и проч. создают серии выдающихся работ, основанных эстетике допетровской Руси.

      Поднос с щипчиками для сахара, серебро, перегородчатая эмаль. Мастерская Федора Рюкерта. Москва, Российская империя, 1899-1917 гг.


      Гражданская война, охватившая страну, привела к упадку эмальерного искусства. Едва ли не на целое десятилетие пришлось забыть об изысках прошлого. Но в 1920-х гг. появляются мелкие артели, возобновившие производство эмалевых изделий.

      История развития завода “Ленэмальер”

      Кооперативная промыслово-производственная артель “Ленэмальер” появилась в ноябре 1929 г. благодаря слиянию мелких кооперативных артелей “Прогресс-Эмаль”, “Мундировщик” и “Эмаль-Металл”. В 1931 г. в состав “Ленинградского эмальера” вошла небольшая артель “Цветэмаль”. К 1939 году “Ленэмальер” был крупнейшим предприятием Советского Союза, производившем изделия, украшенные художественной эмалью. В артели трудилось 1600 человек, создававших броши, запонки, нагрудные знаки, зажимы для галстуков и проч.

      Нагрудный знак “Отличнику промкооперации”, бронза, эмаль. Артель “Ленинградский эмальер”, СССР, 1928-1941 гг.

      Интересным предметом, выпускавшимся до 1937 г., был зажим для пионерского галстука. Клич пионеров “Всегда готов!” обрамляет композицию из серпа и молота, а также костра с тремя языками пламени (символ Коминтерна) и пяти поленьев (символ пяти континентов, которые должны вспыхнуть от пожара мировой революции)

      Зажим для пионерского галстука. Артель “Ленинградский эмальер”, СССР

      В годы Великой Отечественной войны заводу пришлось встать на военные рельсы. На “Ленинградском эмальере” стали производить не только знаки отличия и наградные знаки для бойцов Красной Армии, но также боеприпасы. Помимо прочего работники предприятия принимали участие системе оборонных мероприятий по противовоздушной обороне.

      Нагрудный знак “Отличный артиллерист”. Артель “Ленинградский эмальер”, СССР, с 1942 г.

      Знак “ВЛКСМ”. Артель “Ленинградский эмальер”, СССР, 1940-ые гг.

      В послевоенное время на предприятии продолжали выпускать бижутерию и нагрудные знаки. Также было налажено производство маникюрных наборов, портсигаров, пудрениц, стопок и подстаканников. В 1956 г. артель переименовали в завод “Ленэмальер”.

       Пудреница, металл, расписная эмаль. “Ленэмальер”, СССР
      Пудреница, металл, расписная эмаль. “Ленэмальер”, СССР

      Пудреница “Волга-Балт”, латунь, эмаль. “Ленэмальер”, СССР, 1970-1980 гг.

      Запланированное празднование 250-летия Ленинграда в связи смертью “отца народов” И.В. Сталина было перенесено на 1957 г. К этой дате была выпущена серия подстаканников, панно и пудрениц с видами города-юбиляра.

      Подстаканник “Медный всадник”. “Ленэмальер”, СССР

      Панно “Шпиль Адмиралтейства”. “Ленэмальер”, СССР, 1950-1970 гг.

      Несмотря на название, предполагающее использование художественной эмали при изготовлении предметов, на заводе выпускали продукцию без этого вида декора. Например, знаменитый подстаканник “Богатырь в дозоре” выразителен и без дополнительного украшательства.

      Отправьте фото удобным вам способом

         Подстаканник “Богатырь в дозоре”. “Ленэмальер”, СССР, с 1950-х гг.


        Пудреница “Москва. Котельническая набережная”, металл. “Ленэмальер”, СССР, 1950-1960 гг.

        Помимо прочего “Ленэмальер” отметился выпуском газовых зажигалок, которые копировали западные образцы IMCO

        Зажигалка газовая. “Ленэмальер”, СССР

        Зажигалка газовая. “Ленэмальер”, СССР
        В дальнейшем завод решили вывести из ювелирной промышленности. В 1970-х гг. его перевели в состав ЛНПО “Лентеплоприбор”, а в 1980 г. передали НПО “Буревестник”. В это время предприятие продолжало выпускать маникюрные принадлежности и газовые зажигалки.

        После развала Советского Союза в 1991 году завод переименовали в “Государственное предприятие завод “Ленэмальер”. а в 1996 году “Ленэмальер” стал закрытым акционерным обществом. После банкротства ОАО “Ленэмальер” в 2008 году, завод был ликвидирован в 2010 году. На этом его история завершилась.

        Клейма

        На ранних клеймах 1930-х гг. название артели представлено или полностью или в немного сокращенном варианте.

        Раннее клеймо “Ленэмальер”

        С момента вхождения предприятия в состав “Ленгаопромсоюза” появляется ромбовидное клеймо.

         Ромбовидное клеймо

        В послевоенный период остаются две буквы без какого-либо обрамления

        Послевоенное клеймо артели

        Далее появляется клеймо в овале, оно же сохраняется и после переименования артели в завод в 1956 г..

        Верхнее клеймо 1947-1956 гг. Нижнее клеймо 1956-1975 гг.
        В 1974 г. при вхождении завода в “Лентеплоприбор” на изделия стали ставить новое клеймо. Однако старое продолжали использовать до 1975 г.

        Клеймо 1974 года
        Клеймо до 1980 г.

        При вхождении “Ленэмальера” в “Буревестник” начинают ставить два клейма.

        Клейма 1980-1991 гг.
        Клейма 1980-1991 гг.


        С 1991 г. завод “Ленэмальер” проставлял на своих изделиях клеймо, которое получил еще в 1974 г. И оно оставалось неизменным вплоть до ликвидации предприятия в 2010 гг.

        Клеймо 1974 года

        Если вы столкнулись с необходимостью оценить и продать антиквариат, то нумизматический клуб «Raritetus» может предложить вам выгодную цену. Пришлите фото изделия любым удобным для вас способом. Наши эксперты проведут бесплатную оценку, сообщат вам стоимость выкупа и условия проведения сделки.

        Отправьте фото удобным вам способом



          Похожие статьи
          Мастерская Николая Абрамовича: где находится, фарфор Николая Абрамовича, статуэтки 16.04.2024 в 09:30
          Патефон (фото): устройство, история, модели. Чем отличается патефон от граммофона 09.04.2024 в 07:22
          Гжель: история возникновения, роспись Гжели, клейма, изделия из гжельского фарфора 03.04.2024 в 02:03
          Монеты субъекты РФ: самые дорогие монеты 10 рублей субъекты РФ и их стоимость 14.03.2024 в 02:47
          Хрусталь Moser: история бренда, логотипы хрусталя Мозер на клеймах и наклейках 13.03.2024 в 06:17
          Кузяевский фарфоровый завод (фабрика Храпунова-Новаго): клеймо по годам, история 23.05.2024 в 02:19
          Что такое жирандоль, значение слова. Канделябр и жирандоль, в чем разница, фото 06.06.2024 в 07:38
          Что такое потир, как выглядит. Старинные потиры для причастия, фото 19.06.2024 в 12:49
          Граммофон: история, устройство, первые граммофоны, как выглядят, фото 04.07.2024 в 08:21
          Рюмка муха: история происхождения, сколько мл, почему рюмка называется мухой, фото 23.07.2024 в 06:00