Можно с уверенностью предположить, что некоторым из нас достались в наследство от бабушек или прабабушек изящные дамские предметы, которые некогда были обязательным атрибутом модниц. Например, пудреницы, декорированные изображением пейзажа или цветочным узором. Крышки этих предметов были выполнены в технике расписной эмали, а стилистика росписи указывала на характерные черты завода “Ленэмальер”.
Традиции, на которые опирались мастера-эмальеры ленинградского завода при росписи пудрениц, были привнесены в русское искусство лишь в XVIII столетии. Однако на протяжении полутора веков они были главенствующими в отечественном эмальерном деле.
История художественной эмали
В Древнем мире использовали стекловидную массу в качестве инкрустации украшений, предметов культа или декоративно-прикладного искусства. Например, эта техника была очень популярна в Египте. Также она встречается у греков, римлян и кельтов. Однако говорить об отдельном виде искусства еще приходиться. Ведь до VIII века эмаль всего лишь имитировала драгоценные камни.
Эмаль как самостоятельный художественный прием (выемчатая и перегородчатая эмаль) появилась в Византии, достигнув там пика своего развития в XII столетии. Византийские эмальеры работали не только над церковной утварью, они также декорировали предметы светского характера. Например, известно об императорской посуде украшенной драгоценной эмалью.
Византийское эмальерное дело оказало влияние и на русское, и на западное декоративно-прикладное искусство.
Первоначально, в XII-XIII вв., мастера средневековой Европы активно использовали трудоемкую выемчатую эмаль или шамплеве (когда стекловидной массой заполняется специально сделанное углубление в металле). Эта техника была распространена в центральной Франции и районе Рейна и Мааса. Наиболее известными были мастерские Лиможа, где эмальерное дело получило дальнейшее развитие.
Перегородчатая эмаль или клуазоне предполагает, что эмалевая стекловидная масса заполняет ячейки, получившиеся из напаянных на основу перегородок. Несмотря на то, что и термин французский, и техника изначально византийская, “клуазоне” устойчиво ассоциируется с китайским эмальерным искусством. Начиная с XV века мастера Поднебесной создавали уникальные предметы, ставшие вожделенной мечтой коллекционеров азиатского антиквариата.
К XV веку в Лиможе начинает складываться техника расписной эмали. Это виртуозный вид эмальерного искусства с использованием многослойной росписи эмалевыми красками. В XVI столетии художники “новой школы” начали работать в стиле “гризайль”, ограничиваясь градациями белого на темно-синем или черном фоне. Подобная роспись походила на античные камеи.
Заимствованное у Византии эмальерное искусство активно развивалось на Руси с Х в. (этим временем датируются самые ранние найденные изделия). Процветали ремесленные центры в Новгороде, Киеве, Чернигове, Рязани и др. Однако в 1237 году происходит катастрофа, которая приводит к гибели многих отраслей декоративно-прикладного искусства. При нашествии Батыя были сожжены города, уничтожены мастерские, сами мастера угнаны в полон.
Экономический подъем и становление централизованного государство в XV столетии дает толчок к возрождению и развитию декоративно-прикладного искусства. Зарождается новая эмальерная техника - эмаль по скани. А уже о XVII веке можно говорить, как о времени апофеоза русского эмальерного дела.
С XVIII столетия при Петре I распространяется мода на расписную эмаль, которая начинает вытеснять остальные традиционные русские техники. И до эпохи историзма миниатюра по эмалевой поверхности занимает главенствующую роль в эмальерном искусстве.
Во второй половине XIX века, с популярностью “русского стиля” возвращается интерес и к старинным эмальерным техникам, и традиционному декору. Русские ювелирные мастерские Хлебникова, Овчинникова, Фаберже и проч. создают серии выдающихся работ, основанных эстетике допетровской Руси.
Гражданская война, охватившая страну, привела к упадку эмальерного искусства. Едва ли не на целое десятилетие пришлось забыть об изысках прошлого. Но в 1920-х гг. появляются мелкие артели, возобновившие производство эмалевых изделий.
История развития завода “Ленэмальер”
Кооперативная промыслово-производственная артель “Ленэмальер” появилась в ноябре 1929 г. благодаря слиянию мелких кооперативных артелей “Прогресс-Эмаль”, “Мундировщик” и “Эмаль-Металл”. В 1931 г. в состав “Ленинградского эмальера” вошла небольшая артель “Цветэмаль”. К 1939 году “Ленэмальер” был крупнейшим предприятием Советского Союза, производившем изделия, украшенные художественной эмалью. В артели трудилось 1600 человек, создававших броши, запонки, нагрудные знаки, зажимы для галстуков и проч.
Интересным предметом, выпускавшимся до 1937 г., был зажим для пионерского галстука. Клич пионеров “Всегда готов!” обрамляет композицию из серпа и молота, а также костра с тремя языками пламени (символ Коминтерна) и пяти поленьев (символ пяти континентов, которые должны вспыхнуть от пожара мировой революции)
В годы Великой Отечественной войны заводу пришлось встать на военные рельсы. На “Ленинградском эмальере” стали производить не только знаки отличия и наградные знаки для бойцов Красной Армии, но также боеприпасы. Помимо прочего работники предприятия принимали участие системе оборонных мероприятий по противовоздушной обороне.
В послевоенное время на предприятии продолжали выпускать бижутерию и нагрудные знаки. Также было налажено производство маникюрных наборов, портсигаров, пудрениц, стопок и подстаканников. В 1956 г. артель переименовали в завод “Ленэмальер”.
Запланированное празднование 250-летия Ленинграда в связи смертью “отца народов” И.В. Сталина было перенесено на 1957 г. К этой дате была выпущена серия подстаканников, панно и пудрениц с видами города-юбиляра.
Несмотря на название, предполагающее использование художественной эмали при изготовлении предметов, на заводе выпускали продукцию без этого вида декора. Например, знаменитый подстаканник “Богатырь в дозоре” выразителен и без дополнительного украшательства.
Помимо прочего “Ленэмальер” отметился выпуском газовых зажигалок, которые копировали западные образцы IMCO
В дальнейшем завод решили вывести из ювелирной промышленности. В 1970-х гг. его перевели в состав ЛНПО “Лентеплоприбор”, а в 1980 г. передали НПО “Буревестник”. В это время предприятие продолжало выпускать маникюрные принадлежности и газовые зажигалки.
После развала Советского Союза в 1991 году завод переименовали в “Государственное предприятие завод “Ленэмальер”. а в 1996 году “Ленэмальер” стал закрытым акционерным обществом. После банкротства ОАО “Ленэмальер” в 2008 году, завод был ликвидирован в 2010 году. На этом его история завершилась.
Клейма
На ранних клеймах 1930-х гг. название артели представлено или полностью или в немного сокращенном варианте.
С момента вхождения предприятия в состав “Ленгаопромсоюза” появляется ромбовидное клеймо.
В послевоенный период остаются две буквы без какого-либо обрамления
Далее появляется клеймо в овале, оно же сохраняется и после переименования артели в завод в 1956 г..
В 1974 г. при вхождении завода в “Лентеплоприбор” на изделия стали ставить новое клеймо. Однако старое продолжали использовать до 1975 г.
При вхождении “Ленэмальера” в “Буревестник” начинают ставить два клейма.
Клейма 1980-1991 гг.
С 1991 г. завод “Ленэмальер” проставлял на своих изделиях клеймо, которое получил еще в 1974 г. И оно оставалось неизменным вплоть до ликвидации предприятия в 2010 гг.
Если вы столкнулись с необходимостью оценить и продать антиквариат, то нумизматический клуб «Raritetus» может предложить вам выгодную цену. Пришлите фото изделия любым удобным для вас способом. Наши эксперты проведут бесплатную оценку, сообщат вам стоимость выкупа и условия проведения сделки.