Завод «Пролетарий» СССР (Мста)

Raritetus
Поделиться

  1. Бронницкая фарфоровая фабрика
  2. Завод «Пролетарий»
  3. Расцвет и закат производства
  4. Клейма завода «Пролетарий» по годам

Фарфоровый завод «Пролетарий», расположенный недалеко от Новгорода, известен, в первую очередь, своими фарфоровыми сервизами. Ориентируясь в основном на массового покупателя, художники завода создавали простые, лаконичные формы, которые сочетались с разными вариантами декора. Подарочную посуду расписывали вручную. Традиционными для «Пролетария» были цветочные композиции из крупных цветов, собранных в букеты и гирлянды. Роспись выполняли крупными мазками, часто орнамент покрывал всю поверхность предмета. Многотиражная посуда для ежедневного использования декорировалась деколью, штампом. Здесь преобладали растительные, простые геометрические, преимущественно одноцветные орнаменты. Рисунки для техники шелкографии были сложнее, часто в них были задействованы русские народные мотивы. В 1970-е годы на «Пролетарии» работала плеяда замечательных художников, которые трудились над созданием форм и декора. Этот период считается временем расцвета завода.

История «Пролетария» начинается в 19 веке, тогда завода был известен под именем Бронницкой фарфоровой фабрики.

Сервиз "Лада"

Отправьте фото удобным вам способом

    История создания Бронницкой фарфоровой фабрики

    Строительство завода начал Петр Казимирович Рейхель в 1882 году. До того, как попробовать свои силы в гончарном деле, Рейхель был владельцем мебельной фабрики, которую из-за убытков пришлось перепрофилировать. Рейхель принял решение переключиться на выпуск посуды. Гончарный завод возвели быстро, задействовав крестьян ближайших деревень. Для такого производства были все условия: наличие топливной базы (леса), земли, богатой красной глиной, дешевой рабочей силы, для удобства сбыта и перевозки сырья здесь проходила шоссейная дорога и было хорошее сообщение по реке Нише. Гончарный завод Рейхеля, выпускавший глиняную посуду, проработал около полутора лет, после чего владелец решил, что выгоднее будет перейти с гончарного производства на фаянс и фарфор. Были построены горны, по воде сырье доставляли из Боровичей. Для развития технологий фарфорово-фаянсовых изделий предприниматель пригласил специального мастера. Завод занимался в основном изготовлением «белья» - форм для росписи. В живописном цехе вручную незатейливо расписывали чашки, тарелки, горшочки. Качество изделий оставляло желать лучшего, успеха предприятие не добилось, продукция не смогла конкурировать с другими фарфоровыми заводами. Рейхелю пришлось заложить свое дело, которое через два года в 1892 году за 12 тыс. рублей выкупает владелец соседней фабрики Иван Емельянович Кузнецов.

    Иван Емельянович Кузнецов – представитель знаменитой кузнецовской династии, он был двоюродным братом известного фарфорового магната Матвея Сидоровича Кузнецова. По семейному преданию, рынок сбыта был поделен между братьями. Матвей закрепил за собой Москву и юг, Иван «занял» территорию между Москвой и Петербургом и Сибирь. Иван Емельянович был крупнейшим в Новгородской области производителем фарфора.

    Кузнецов Иван Емельянович

    К моменту покупки Бронницкой фабрики Кузнецов уже опытный предприниматель, в собственности которого Волховская, Грузинская фабрики, стекольный завод в Чудове. Для развития фарфоровой фабрики в Броннице он привлекает московских мастеров, они же обучают местное население. Для работы нанимают рабочих окрестных деревень. Применение ручного труда, слабая механизация не позволяли развиваться фабрике задуманными Кузнецовым темпами. Он принимает ряд мер по техническому переоборудованию фабрики, а чуть позднее полностью перестраивает бывший рейхелевский завод. Для разработки проекта новых корпусов приглашают знаменитого архитектора Б.М. Великовского. Здание фабрики сохранилось до наших дней. На кузнецовской фабрике изготавливали чайные пары, кофейные наборы, посуду для трактиров и столовую посуду.

    Чайник трактирный. Нач. XX в

    Позднее расширили ассортимент, появились новые формы посуды: масленки, сухарницы, хренницы, кувшины. Для нужд церкви изготавливали фаянсово-эмалевые киоты, подсвечники. Выпускали декоративные тарелки с надписями, в основном это были пословицы и поговорки, например, «Без соли и хлеба худая беседа». Фарфоровая посуда Кузнецова была востребована, ее можно было найти и в крестьянской избе и на аристократическом ужине. Кузнецовы выпускали изделия для покупателей с разными финансовыми возможностями. Для оформления дорогой посуды использовали золото, богатый декор с искусной росписью. Посуда для широкого круга расписывалась несложным цветочным рисунком сочными яркими красками.

    Череда кризисов заставляла Кузнецова сокращать персонал, искать возможности для сохранения практически убыточного предприятия. Тем не менее к 1912 году количество выработанных изделий превысило 30 млн. штук. В 1913 году Бронницкая фарфоро-фаянсовая фабрика входит в состав «Товарищества на паях Ив. Ем. Кузнецова». Новый виток экономического спада и резкого спада производства наступил с началом Первой мировой войны. Революционные события 1917 года привели к национализации Бронницкой фабрики. Фабрика, переданная фабрично-заводскому управлению, находилась в тяжелейшем состоянии, оборудование не работало, отсутствовали запасы сырья и топлива. О судьбе Ивана Кузнецова достоверно ничего не известно, предположительно, семья погибла в сложное время перехода заводской собственности в руки государства.

    История завода «Пролетарий»

    До 1922 года фабрика называлась Бронницкая фарфорово-фаянсовая. На всех предприятиях Кузнецова, прошедших национализацию, произошла смена наименований, Бронницкая фабрика получила звучное советское название «Пролетарий». В 1931 году Бронница была переименована в поселок Мста, по имени ближайшей реки. Такое изменение нашло отражение в клейме завода, в котором появилось название «Мста».

    Фабрика «Пролетарий» восстанавливала выпуск продукции, по началу опираясь на старые кузнецовские модели. Постепенно отказались от фаянса и сосредоточили внимание на фарфоре, обновили формы.



    Чашка. 1920-е
     
    Чашка 1920-е

    Постепенно из декора ушла излишняя нарядность, праздничность. На смену ярко оформленной посуде пришел лаконичный строгий агитационный стиль, который развивали художники С. В. Чехонин, М. М. Адамович, З. В. Кобылецкая.

    Молочник. Агитационный фарфор 1927-1930 гг. 

    Подрябинников Т.З. Чашка. 1920-1930-е гг.

    Вплоть до 1940-х годов сохранялось влияние кузнецовских традиций. Популярный стиль шинуазри, декор в подражание китайскому фарфору, украшал столовые сервизы. Восточные девушки в кимоно, с зонтиками изображались на фоне природы.

    Чайная пара в стиле шинуазри 1918-1930 гг.

    В военный период завод эвакуировали в Красноярск. В 1944 году завод «Пролетарий», сильно пострадавший от бомбежек, возобновляет работу. В это время активно выпускается бытовая столовая фарфоровая посуда, еще сохраняется отзвук кузнецовских форм, но качество советского фарфора значительно грубее, декоративная составляющая скромнее. Перед заводом стоит задача восстановления и наполнения рынка доступной посудой. Острая нужда в квалифицированных кадрах пополняется за счет выпускников открытого при заводе ремесленного училища. С этого времени начинается расцвет фарфорового производства на «Пролетарии».

    Комплект от столового сервиза с растительным декором на 5 персон (10 предметов), фарфор, Фарфоровый завод «Пролетарий» (Бронница, Мста), СССР, 1958-1967 гг.

    Отправьте фото удобным вам способом

       Расцвет и закат фарфора завода «Пролетарий»

      В 1950-е годы подъем в развитии художественного направления «Пролетария» стал возможен благодаря творческому коллективу художников-профессионалов. Завод расширял ассортимент, упростив сложные формы, а вместо ручной росписи начали применять различные способы декорирования: деколь, штамп, трафарет. Работы В. С. Тоота, А. И. Гориной, А. И. Волковой высоко ценились на международных смотрах декоративно-прикладного искусства. Сувенирная продукция с видами Новгорода получает признание на международной выставке в Монреале.

      Горина А.И. Блюдо декоративное. Павлин

      В 1960-е годы проводят реконструкцию завода, обновляют цеха, запускают производство тонкостенного фарфора. Происходит окончательная смена форм, демонстрирующих отказ от прежних традиций. Конструктивно формы стали целесообразнее и проще, без излишеств. Эскизы массовой продукции создают в Дулево, отсюда в новгородской посуде появились рисунки с крупными цветами и листьями. Значительно улучшилось качество самого фарфора, он стал белым, тонким, прозрачным. Для недорогой посуды использовали шелкографию, штамп, подарочные сервизы расписывали от руки.

      Горина. Сервиз чайный "Нарядный"

      В 1970-е годы декор фарфоровой посуды отличается большим стилистическим разнообразием. Художники вырабатывают индивидуальную живописную манеру, получает развитие авторское творчество. В темах росписи преобладают природные мотивы, лиризм, национальные черты, появляется строгий лаконичный декор с геометрическим орнаментом, свободные цветочные композиции. Творчество художников достигает значительных высот. В это время на «Пролетарии» трудятся Ф. И. Крохина, А. И. Тыркин, А. И. Волкова, В. И. Ершов, А. И. Кость, А. И. Горина, З. В. Алексеева, О. Г. Белова, И. П. Колонистов, Т. И. Бабурина, Е. Е. Корякина, В. И. Долгачева, В. П. Понкратов, Н. А. и И. А. Фадеевы.

      Фадеева И.А. Блюдо. 1977 год

      Фаина Николаевна Крохина посвятила работе на заводе «Пролетарий» более 20 лет. Она занималась разработкой росписей и рисунков для деколей. Для украшения столовой посуды мастер использовала крупные цветы, покрывающие поверхность изделия, цветочные композиции, букеты, орнаменты, часто в её оформлении прослеживались элементы народной традиции. Форма расписанных ею предметов часто лаконична. Чайные предметы находят перекличку с традиционной русской керамикой. В более поздних работах Крохина отдает предпочтение строгим формам с геометрическими мотивами. Простыми художественными средствами автором создается ощущение торжественности.

      Крохина Ф.Н. Сухарница «Цветы». 1960 г.

      Константин Иванович Тыркин проработал на «Пролетарии» более тридцати лет и был одним из главных создателей форм массовой посуды. За его плечами более сотни оригинальных форм как для массовой, так и малосерийной продукции. Свои формы Константин Иванович создавал так, чтобы последующее механическое нанесение рисунка было удобным. Есть среди его работ трапециевидные формы чайников, чашки в виде усеченного конуса, но также мастер не отходил от традиций русской керамики, вдохновляясь формами для создания кувшинов, сливочников и сахарниц.

      Тыркин К.И., Фадеева Сервиз Нарядный

      Колонистов Иосиф Павлович - старейший художник завода, он внес значительный вклад в развитие художественной культуры завода, обучал молодых живописцев по фарфору. Тонкое чувство композиции помогало Колонистову создавать работы, в которых прекрасно согласовывалась роспись и форма. Простые мотивы и орнаменты были исполнены им нежно и выразительно. Его росписям присущи мягкие контуры, тонкие градации цвета и деликатно подобранная цветовая гамма.

      Колонистов. Сервиз кофейный Овальчики

      Антонина Ивановна Горина в своем творчестве отдавала предпочтение цветочному декору, который плотно покрывал изделие. Горина использовала в росписи широкие мазки, располагая крупный цветок в обрамлении листьев по центру композиции. Для деколей, чаще всего, рисунок был проще, например, тонкий растительный орнамент покрывал борт тарелки. Важное направление в творчестве Гориной – рисунки для шелкографии. В них художница использовала народные узоры и орнаменты, стилизованные изображения птиц, растений.

      Горина А.И. Чайник маленький

      Зинаида Васильевна Алексеева также разрабатывала ставшую для «Пролетария» ключевую цветочную линию. Наборы для фруктов, чайные сервизы расписаны в излюбленной манере с использованием крупных цветов, расположенных по поверхности фарфора. Цветочные букеты, собранные в гирлянды, включала З. Алексеева в образцы росписей для ручного исполнения, а также для деколей и шелкографии.

      Набор для кофе «Встреча»

      Сувенирная продукция «Пролетария» ориентировалась на массового покупателя, это были изделия несложной формы, декорированные деколями. В оформлении использовались темы, связанные с древней новгородской архитектурой, героями интерьерной скульптуры выбирались персонажи русского фольклора, литературы, истории.

      Тарелка сувенирная

      Фарфоровые статуэтки художника Равкина Александра Ильича затрагивают темы городской жизни. Строгая форма и сине-белый колорит близки к традициям народного творчества.

      Равкин А.И. Скульптура «Фарфористка». 1981 г.

      В 1980-е годы в ассортименте «Пролетария» присутствуют варианты столовых наборов, чайных сервизов, кофейных гарнитуров с красивым высокохудожественным декором. Все больше ощущается авторский подход к оформлению сувенирной и декоративной посуды. Обращают на себя внимание работы художника Ивана Михайловича Бердникова. Их отличает утонченный декор и чистота линий. Мастер использует наряду с цветовым также лепной декор. Его произведения обогатили пластический и декоративный язык новгородского фарфора.

      Сервиз кофейный «Летний вечер»

      Бердников И.М. Ваза декоративная «Фарфористы». 1984 г.

      Фарфоровый завод «Пролетарий» продолжал работать до 2008 года. Это было градообразующее предприятие, на котором были заняты больше тысячи человек. Экономические трудности, высокая конкуренция не позволили заводу эффективно продолжать работу, в 2008 году «Пролетарий» был объявлен банкротом.

      Клеймо завода «Пролетарий»

      Клеймо завода «Пролетарий» 1930-1940-х годов содержало информацию о принадлежности к тресту «Главфарфорфаянс» НКМП РСФСР, название завода «Пролетарий» полностью и место расположения – Мста. С конца 1940-х годов место нахождения сменили на Новгород. На клеймах с 1953 года вместо полного наименования завода поставили сокращение «ПЗ».

      Клеймо

      Если Вы желаете продать фарфор завода «Пролетарий», обратитесь к экспертам компании «Raritetus». Специалисты оценят фарфор по фотографиям, которые можно предоставить любым удобным для Вас способом. Если Вы хотите получить консультацию вживую, приезжайте к нам офис. Вам предложат выгодную сумму выкупа.

      Отправьте фото удобным вам способом

        Оставить комментарий

         

        Комментарии (всего: 0)



        Похожие статьи
        Фарфор Alka-Kunst Alboth & Kaiser Bavaria: клеймо, история завода, изделия 31.05.2023 в 05:37
        Владивостокский фарфоровый завод: клеймо по годам, история Владивостокского фарфора 31.05.2023 в 05:07
        Фарфор «Каролина», Польша: клеймо Karolina, история завода, сервизы «Каролина» 31.05.2023 в 04:30
        Золинген (Solingen) - ножи, бритвы, ножницы, клеймо Золинген, история бренда 30.05.2023 в 03:09
        Бронницкий фарфоровый завод: клеймо Бронницкого завода фарфоровых изделий «Возрождение» 30.05.2023 в 01:50
        Швейная машинка Зингер: история фирмы Зингер, номера машинок Singer по годам 23.06.2023 в 05:47
        Лигна: стулья, кресла и другая мебель фабрик Чехословакии, история фирмы Лигна 26.06.2023 в 01:15
        Полтавский фарфоровый завод: клеймо по годам, сервизы и статуэтки из полтавского фарфора 04.07.2023 в 03:44
        Октябрьский фарфоровый завод: клейма по годам, история башкирского фарфора, посуда 04.07.2023 в 04:05
        Дрезденский фарфор: история, клейма, статуэтки из дрезденского кружевного фарфора 04.07.2023 в 01:18