- Зарождение и эволюция зеркала-псише
- Основные типы зеркал-псише
- Псише в новейшей истории и в наши дни
Слово «Psyche» («Псише») пришло от имени героини античного мира Психеи – царской дочери, блиставшей красотой и впоследствии ставшей богиней. Образ Психеи сопутствует чему-то невесомому, поэтому её часто изображают с крыльями мотылька и считают олицетворением дыхания или души. В связи с последним слово Psyche вошло в немецкий язык в значениях «психика» и «психология». А из французского языка оно к нам явилось, обозначая высокое зеркало на ножках.
Многозначность этого слова лучше всего показывает полотно «La Psyché» («Психея») авторства французской художницы Берты Моризо. Очень часто оригинальное название заменяют более длинным – «Le Miroir Psyché» («Зеркало Психеи»), поскольку оно может относиться как к имени молодой женщины, так и к типу зеркала в полный рост, подобного тому, что на этой картине. Как считают искусствоведы, невнимательный взгляд не уловит связь между картиной Моризо и древним мифом о Психее. Изображенная женщина не кажется героиней греческой мифологии. Однако, по мнению Уитни Чедвик, картину Моризо можно рассматривать как смелое, освободительное и сочувственное изображение женского самосознания. Интересно, что само зеркало ничего не говорит нам ни о лице смотрящейся в него, ни об окружающей её обстановке. Но по легендам, связанным с зеркалами, в их глубине можно увидеть не только своё отражение, но и нюансы внутреннего мира, а также призраков или иные знамения, дающие подсказку о душе и её судьбе в этом мире.
Как появились зеркала-псише
Сложно сказать, кому первому пришло в голову воплотить идею зеркала со сменным углом для лучшего обзора. Исследовали сходятся на том, что такой тип напольных зеркал появился в конце XVIII века. По крайней мере, подобное зеркало упоминает Томас Шератон в книге «Cabinet Dictionary», вышедшей в 1803 году. Под ним подразумевается зеркало, подвешенное между двумя стойками, обычно соединенными горизонтальными планками непосредственно над и под ним, а стойки покоятся на двух парах длинных ножек. Возможность наклона зеркала обеспечивали поворотные винты. В ряде конструкций была и система противовесов в виде свинцовых гирь, позволявшая регулировать и высоту подвеса рамы. В Англии такой тип называли «Cheval glass» – зеркало в опорной раме.
Возникновение зеркал-псише произошло в эпоху ампира, чьим временным периодом считаются 1799-1815 гг. Это наивысшая степень классицизма, переходящая чуть ли не в пафос и желающая поразить мощностью форм и богатством отделки. Мебель ампира – это монументальность и статичность, уходящие в античные времена и следующие древнеримской стилистике. В Европе идёт период войн, поэтому в декоративные фрагменты включают военные мотивы. Из ампира пришла и буква «N», ведь именно тогда происходило восхождение Наполеона Бонапарта, и даже мебель должна была отражать успехи французского императора. На картине Огюста Тульмуша «Тщеславие» зеркало хотя и не чисто ампирное, а эклектичное (в эклектике сочетаются различные элементы из нескольких стилей). Но оно даёт нам познакомиться с мельчащими деталями массивной отделки зеркала-псише, которые выписаны едва ли не тщательнее главной героини полотна и её отражения.
Однако в случае зеркала надо заметить, что в отличие от диванов, тумб, комодов и кресел, оно оставалось тонким. Эту его особенность также использовали живописцы, и здесь хорошим примером будет ещё одна «La Psyché», но уже не Моризо, а Пьера-Поля-Леона Глеза. Скромная ширина предмета мебели, развёрнутого к нам ребром, передаёт изящество, худощавость и элегантность изображённой на картине женщины. Ведь и обозревающая себя со всех ракурсов, и её зеркало выполнены одним цветом. Вскоре ампир сменился эпохой реставрации, что повлияло и на форму (черты стали более мягкими), и на характер отделки. Но этими стилями зеркала-псише не ограничиваются. Существуют экземпляры в стиле Людовика XIV, рококо и Людовика XVI. Псише в мавританском стиле фирма Sorel выполнила для летней резиденции нидерландской королевской фамилии в Апелдорне, когда София Вюртембергская подбирала для неё обстановку. Относительно Голландии можно сказать, что псише местные мастера сразу же позаимствовали от французских, и такие зеркала здесь быстро начали входить в моду, невзирая на высокую их стоимость.
Массовый пик увлечения напольными Le Miroir Psyché сменился модой на шкафы, чьи дверцы комплектовались зеркалами. Теперь отдельного предмета мебели в виде зеркала уже не требовалось, а занимаемое им место использовалось более рационально. Это не означает, что наклонные зеркала мигом пропали из интерьера, оказавшись среди антикварных предметов, чьё место в кладовках или музеях. Но теперь псише устанавливали на комоды и столики. Впрочем, изменчивая мода подарила им ещё один шанс спустя столетие.
Отдельно стоит сказать о проникновении псише в Российскую империю. Для большинства россиян фамилия мебельного мастера Гамбса ассоциируется лишь с романом Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Однако считается, именно Генрих Даниэль Гамбс в должности придворного механика посодействовал тому, что псише появятся и в России. Хотя первое его зеркало такого типа уехало в Пруссию: его отправили как дар Луизе Мекленбургской и оно там вызвало большое восхищение. Поэтому Гамбсу достался заказ изготовить подобные зеркала для формирования приданного великих княгинь. В качестве примера взято псише со столиком, где сделано множество ящичков и потайных отделений. Искусствоведы думают, что там хранили предметы для рукоделия. Основания ножек оформлены по моде того времени – вырезанные из дерева мифологические создания, покрытые позолотой. А подсвечники удерживают лебединая пара. Зеркальная рама крепится металлическими штырями, дающими корректировать её наклон, так что перед нами именно Le Miroir Psyché.
На какие группы делят зеркала-псише
Изучая версии старинных зеркал, надо понимать, что в каждой стране складывался свой стиль мебели, невзирая на удачные заимствования от государств-соседей. И отдельные предметы гармонично встраивались в местную обстановку, хотя в другом регионе могли вызывать диссонанс формой или декорированием. И всё же зеркала-псише вполне классифицируются. По мнению искусствоведа Альбины Борисовой, их лучше разделить на три группы:
- напольные зеркала;
- переносные зеркала;
- зеркала-трюмо.
Картины Берты Моризо и Альфреда Стивенса как раз показывают нам зеркала из группы напольных. Это монументальный предмет, который обычно устанавливался раз и навсегда. Поэтому место установки тщательно выбиралось. Обычно его ставили между двумя большими окнами, свет из которых позволял отражению показывать мельчащие детали облика владельца и его гардероба. Если же света недоставало, по бокам добавляли подсвечники. Так как передвигать предмет не планировалось, ему сопутствовала богатая отделка из металлов и сплавов (узорчатые накладки, декоративные элементы в виде различных древних сосудов и пр.). Ножки зеркала-псише иногда отделывали декоративной резьбой на тему флоры и фауны. Верх краснодеревщики часто делали в виде арки, однако это лишь одна форма возможного исполнения.
Переносные зеркала-псише имели меньший вес: их можно легко сдвинуть в связи с меняющимся светом или иными задачами. Распространение они получили, когда напольные зеркала начали вытеснять зеркальные дверцы шкафов-купе. Делали и зеркала-псише меньшего размера, которые размещали на туалетных столиках, тумбах, комодах, каминных полках и т.д. Ножки часто заменяли основой, куда встраивали ящик. Деревянным боковинам здесь уже не всегда придавали массивное металлическое декорирование, заменяя его росписью или художественной резьбой. Уменьшение размера уже не давало рассматривать себя в полный рост, однако мебель с настольными овальными зеркалами помогала навести макияж лица или поработать над причёской.
В зеркалах-псише типа трюмо само зеркало и стороннюю основу связали в единый предмет мебели. Здесь снова вернулись к расположению между двумя яркими источниками естественного света – окнами (само слово «trumeau» во французском языке обозначает простенок). Так как часто двигать такой предмет не было необходимости, возвратилась и сложная декоративная отделка. Вместе с тёмным деревом красиво смотрелась позолоченная бронза. Однако наряду с богатым декорированием встречалось и лаконичное.
Зеркала-псише в ХХ веке и современные модели
Шкафы с вертикальными зеркалами не смогли окончательно убить интерес к зеркалам под наклоном. Для кого-то подобное зеркало оставалось данью традиций. Другие считали, что оно станет интересным штришком к домашней обстановке. Вторую жизнь зеркалу-псише вернул стиль ар-деко, зародившийся в начале ХХ века и оформившийся примерно к 1910 году, что особенно проявилось на Осеннем салоне того же года. Классицизм порой уступал место очень неожиданным вещам: будуарам с оранжевыми стенами и гостиным, выкрашенным в чёрный цвет. На шляпки вернулись яркие перья, а в руках вновь замелькали пёстрые веера. Стоит ли удивляться, что по квартирам (там, где позволяло место) снова начали расстановку антикварных зеркал из эпох, казалось бы, ушедших напрочь.
Через десять лет Франции удалось доказать всей планете, что и после Первой мировой войны моду по-прежнему законодательно устанавливают в Париже. Ар-деко в самой Франции достиг своего пика в 1920-х и 1930-х гг. Предметы, отражавшие этот стиль, сразу предназначались состоятельным гражданам, остававшимся на плаву даже во время финансовых кризисов 1924 и 1926-1927 гг. Впрочем, в 1930-е гг. это уже функциональный тренд, рассчитанный на массовую публику, стремящуюся к новизне, но остающуюся на позициях конформизма. В это время Psyché ещё и журнал мод, издававшийся в Бельгии под лозунгом «Le miroir des belles choses» («Зеркало красивых вещей»).
Что до самого Le Miroir Psyché, то именно в этот момент местные мебельщики начали собирать его по новой моде. Как отмечают сами французы, большинство псише, которые сейчас выставляются на продажу, в основном сделаны в стиле ар-деко. Приметы стиля в изогнутом фасаде комодов и другой мебели на ножках, которую даже называют пузатой. Однако варианты дамских и туалетных столиков здесь особенно изысканны. В мебели найдутся отголоски стилей Людовика XVI, реставрации, Луи-Филиппа, однако властвовавший тогда кубизм регламентировал упрощение форм. При этом сохранялось тщательное и зачастую роскошное оформление. Интерес к ар-деко во Франции прервался Второй мировой войной.
А вот в других регионах Европы стиль задержался. А вместе с ним и мода на псише, но уже не напольного, а настольного плана. Австрийцы числят подобные зеркала среди незаменимой мебели 1940-х и даже 1950-х годов. По воспоминаниям, в каждой квартире была оборудована «гримёрка», для наведения макияжа, переодевания и контроля укладки причёски. Здесь псише – не банальный столик, а маленький мир из небольших нижних шкафчиков с ящиками и дверцами. А над ним нависало большое зеркало, угол наклона которого менялся для достижения различных ракурсов.
В XXI псише остаётся в строю. И не только в настольной, но также изначальной напольной версии. Появляются вместительные дома или квартиры большой площади, интерьеры которых надо заполнять. Современные псише несут в своём облике отражение нового времени, поэтому некоторые из них и непохожи на классические образцы. Однако главное на месте: две крепких стойки, а между ними зеркало, которое можно наклонять к себе или от себя. Не уходит мода и на антикварные предметы, поэтому любители старины разыскивают версии старинных зеркал 19-го столетия европейского производства и лучшие образцы ар-деко. Если вы хотите продать предметы интерьера или другую старинную мебель российского и зарубежного производства, обращайтесь в Raritetus. По снимку или скану мы проведём бесплатную оценку и сообщим за какую сумму готовы купить каждый из предметов, а также варианты проведения безопасной сделки.