Жирандоль




Raritetus
  1. Что такое «жирандоль»?
  2. Жирандоли минувших веков
  3. Необычные жирандоли прошлого и настоящего
  4. Жирандоль как элемент обстановки наших дней

Сумеречный город, чью темноту разрывает лишь свет фар от проезжающих автомобилей. Под тревожную музыку милицейские экипажи преследуют светлый фургон. И когда преследуемый загнан в тупик, капитан милиции решительно распахивает заднюю дверь не сумевшей ускользнуть машины. В луче милицейского фонарика волшебным блеском переливается старинный хрусталь. Этими кадрами начинается советский фильм «Сицилианская защита», многим из зрителей которого услышать слово «жирандоль» довелось тогда, возможно, впервые.

Отправьте фото удобным вам способом


    Значение слова «жирандоль»

    Жирандоль, 2 шт. (латунь, стекло, мрамор)

    Несмотря на явно французское звучание (а слово и впрямь попало в русский язык из Франции) корни понятия «жирандоль» уходят в Италию. Именно там родилось слово «жирандола» («вертушка»), образовавшись от древнегреческого «gŷros» («кольцо» или «круг») и от позднелатинского «gyrare» («вращаться по кругу»). Мастера огненных шутих стали называть жирандолой кружащееся в горизонтальной плоскости колесо, из трубок которого выстреливают пиротехнические заряды. Перебравшись во Францию, слово смягчило окончание, сохранив значение «огненное колесо», и рассталось с пиротехникой. Но не с огнём.

    Таинственно звучащая жирандоль, что это такое? Если по-простому, это подвид канделябра. А если ещё проще, то подсвечник. Однако не каждый подсвечник назовут канделябром или жирандолью. Канделябры в сознании масс прочно ассоциируются с картёжниками минувших веков. Игры затягивались до утра, озаряемые мерцающим сиянием свечей. А пойманным на шулерстве часто доводилось быть битым канделябром (т.е. светильником на металлической стойке). Свечи и разветвлённая стойка объединяют жирандоль и канделябр, разница между ними – богатая и хрупкая отделка. Где требовался утилитарный подсвечник, там ставили канделябр, жирандоль же символизировала роскошь и достаток семьи, дом которой принимал гостей. Роль отделки в то время достойно выполняли хрусталь или цветное стекло. Вот их-то и надо высматривать в первую очередь, чтобы отличить жирандоль от прочих подсвечников. Также считают, что у жирандоли округлые очертания (то самое изначальное огненное колесо).

    Серьги-жирандоли с аметистами и бриллиантами

    Однако, жирандоль – это не только подсвечники. Во Франции этим словом продолжают называть фонтаны, где группа трубок, собранных в одной точке, выстреливает струями в разные стороны (т.е. тоже образуется колесо, но уже не огненное, а водяное). В музейных экспозициях встречаются выпуклые зеркала-жирандоли с подсвечниками по сторонам. Или даже без подсвечников, но непременно с искусным оформлением. От подобных фонтанов и подсвечников произошло такое ювелирное украшение, как серьги-жирандоли, где взгляд притягивает массивный центральный драгоценный камень, а его красоту оттеняет отделка из самоцветов помельче. Художником-ювелиром Российского императорского двора Жереми (Иеремией) Позье исполнены для Екатерины II подобные серьги в количестве двух пар. Главную роль там играли аметисты, а для отделки взяли бриллианты.

    Классическая жирандоль

    Считается, что жирандоли во Франции начали делать примерно в середине 17-го столетия (около 1660 года или на несколько лет раньше). К XVIII веку роскошный светильник перекочевал в Англию, а затем распространился по всей Европе. Старинную жирандоль определяли именно по округлой форме: рожки, куда крепились свечи, располагались по кругу. Ранние образцы были рассчитаны на шестёрку свечей, но обычно такие жирандоли делали парой. Поэтому комнату или залу озаряла дюжина огней. Пролистывая хроники жирандоли далее, легко заметить развитие и рост светильников, где количество рожков всё увеличивалось. Иногда свечей было так много, что монументальные напольные жирандоли дарили свет многолюдным собраниям в больших залах на званых вечерах или роскошных балах.

    Жирандоль (бронза, стекло, золочение)

    “Щегольской подсвечник” - такое определение дал жирандоли Флорентий Федорович Павленков в своём словаре, собравшем заимствованные русским языком иностранные слова. И оно очень точно, ведь жирандоли стремились придать максимум очарования. Встречаются предметы из драгоценных металлов, но чаще их делали из бронзы или латуни. Изредка можно увидеть жирандоли из дерева. Изделия покрывали позолотой, серебрили, декорировали фарфоровыми вставками, эмалью и проч. На основу крепили проволоку, на которой развешивали хрустальные подвески. Поэтому многие жирандоли справедливо считались произведениями декоративного искусства. Порой это уже был не светильник, а настоящая скульптурная группа, в чей сюжет органично вписывались подставки для свечей.

    Надо всегда помнить, что жирандоль – это подсвечник, а не люстра. Стойка жирандоли упирается в пол или столешницу, а не свисает с потолка. И только в одной стране всё наоборот – в Польше. Пришедшим из французского языка словом здесь начали именовать светильники, крепившиеся к потолку. Поэтому для поляков люстра-жирандоль с хрустальной отделкой стала привычным предметом быта, заставляя переводчиков порой допускать досадные ляпы при работе с польскими СМИ. Ведь во всём остальном мире жирандоль остаётся канделябром. Впрочем, не будем так категоричны, ведь в англоязычных странах слово «girandole» обозначает и настенный светильник.

    Меняясь, классическая жирандоль утратила не только изначальное колесо, но и обязательность множества свечей. Например, в Эрмитаже экспонируется миниатюрная жирандоль, рассчитанная на единственную свечку. Однако роскошная отделка, выражаясь математическим языком, остаётся необходимым для светильника условием, чтобы его можно было назвать жирандолью.

    Интересные факты о жирандолях

    В Америке 19-го столетия были распространены часы-жирандоль. Такие, например, выпускали вермонтские часовщики Лемьюэль Кёртис и Джозеф Най Даннинг. Они не только показывали время, но и служили настенным украшением, сочетая в отделке бронзу, стекло и деревянную скульптуру.

    Часы-жирандоль и их реклама

    В Польше Żyrandol – это не просто люстра, но и вид народного искусства по изготовлению паукообразных потолочных светильников. Местные мастера сформировали национальный стиль Pająk, оставивший яркий след в польской культуре.

    Проекты жирандолей Томаса Чиппендейла (слева) и Томаса Джонсона (справа)

    Отправьте фото удобным вам способом

      Знаменитый лондонский столяр-краснодеревщик Томас Чиппендейл оставил для истории декоративного искусства несколько спроектированных им жирандолей (правда, в его эпоху такие предметы чаще называли гирляндами). Из отдельных элементов и позолоченной лепнины он собирал миниатюрные миры, составлявшие развалины готического замка, фрагмент Древнего Китая или уголок природы. Но при этом его творения оставались светильниками.

      На церемонии вручения премии «Грэмми» 2023 года певица Тейлор Свифт блистала серьгами-жирандолями, похожими на пару воздушных змеев. Синие оттенки творения ювелира Лоррейн Шварц создавали сапфиры и турмалины, а хрусталь заменило бесчисленное множество бриллиантов. Эксперты оценили жирандоль-украшение в три миллиона долларов.

      Жирандоли из набора «Последний из могикан»

      Исаак Бейкер как партнёр компании Cornelius к середине 19-го столетия запатентовал набор жирандолей «Последний из могикан». Его оформление навеяно романами Джеймса Фенимора Купера о том, как европейские покорители Америки, воюя друг с другом, стравливали между собой индейские племена, часть которых была истреблена поголовно. Среди персонажей легко узнаются Натаниэль Бампо, Чингачгук и его сын Ункас.

      Современная жирандоль

      Изысканное и витиеватое слово «жирандоль» сейчас почти покинуло разговорную речь, оставшись разве что в профессиональных беседах искусствоведов. Вместо него народ использует привычное и понятное слово «подсвечник». Но это не означает того факта, что жирандоль теперь можно повстречать лишь в музеях. Хрустальные жирандоли до сих пор дарят свет во дворцах и театрах, только пожароопасные и недолговечные свечи заменены в них не менее яркими электрическими лампочками (да и хрустальные люстры постигла та же участь).

      Жирандоль (хрусталь, латунь, мрамор)

      Если заглянуть в лондонский Annabel's на Беркли-сквер, то взгляд непременно уткнётся в мерцающие хрустальные жирандоли, замершие у камина солдатами почётного караула. В интерьере этого частного клуба дизайнеры волшебным образом сумели совместить технологические новшества с предметами старины, и жирандоли оказались здесь очень даже к месту. Американский коллекционер и торговец антиквариатом Джон Дуэ организовывал настоящие экспедиции по Европе в поисках необычных предметов. И собранные им жирандоли прошлых веков могли обозревать все, кто бывал в его магазинчике.

      Впрочем, можно стать не только зрителем, но и владельцем жирандоли. Из числа всемирно известных брендов отметим Swarovski, чьи дизайнеры отдают дань таинственности и загадочности того пляшущего света, который нам дарят свечи. Поэтому они проектируют светильники с отделкой из их знаменитых кристаллов (а это уже получается самая настоящая жирандоль). Основу современной жирандоли составляет прочнейшая сталь, но этот обыденный сплав скрыт чистым золотом и декорирован цветным стеклом, затмевающим своим совершенством даже хрусталь мастеров прошлого и позапрошлого веков. Но где бы мы ни разыскивали жирандоли, обнаружить их можно только внутри помещений. Даже пройдя сквозь века, жирандоль так и не стала наружным освещением.

      Жирандоль (хрусталь, латунь, мрамор, цветное стекло)

      Возвращаясь к «Сицилианской защите», вспомним, что в этой кинокартине жирандоли отведена важная роль. Ведь именно её подвески дали толчок дальнейшему расследованию, когда их богемский хрусталь внезапно трансформировался в советское фосфатное стекло. Кроме детективной составляющей этот ход интересно объединил историческое прошлое жирандоли с её настоящим. Ведь современное стекольное производство может дать удивительный материал, который по-новому украсит старинный светильник. И как знать, быть может, жирандоль предстанет перед нами не только в исторических романах или кинолентах минувших лет, но и в произведениях, описывающих далёкое-далёкое будущее.

      Возможно, у вас дома есть классическая или современная жирандоль, быть может, даже с фарфоровой вставкой или хрустальными подвесками. Если вы хотите продать предметы интерьера или другие антикварные вещи, нумизматический клуб Raritetus располагает удобным сервисом по выкупу предметов старины. Просто отправьте нам фото в приличном качестве, чтобы можно было рассмотреть все детали, а наши эксперты бесплатно произведут оценку и в ответе предложат цену, которую не дадут в большинстве антикварных лавок и магазинов.

      Отправьте фото удобным вам способом



        Похожие статьи
        Кузяевский фарфоровый завод (фабрика Храпунова-Новаго): клеймо по годам, история 23.05.2024 в 02:19
        Завод Ленэмальер: история и клейма. Знаки, подстаканники, зажигалки Ленэмальер 13.05.2024 в 02:09
        Мастерская Николая Абрамовича: где находится, фарфор Николая Абрамовича, статуэтки 16.04.2024 в 09:30
        Патефон (фото): устройство, история, модели. Чем отличается патефон от граммофона 09.04.2024 в 07:22
        Гжель: история возникновения, роспись Гжели, клейма, изделия из гжельского фарфора 03.04.2024 в 02:03
        Что такое потир, как выглядит. Старинные потиры для причастия, фото 19.06.2024 в 12:49
        Граммофон: история, устройство, первые граммофоны, как выглядят, фото 04.07.2024 в 08:21
        Рюмка муха: история происхождения, сколько мл, почему рюмка называется мухой, фото 23.07.2024 в 06:00
        Продажа монет в клубе Raritetus: Профессиональная оценка и выгодные условия скупки 09.08.2024 в 08:35
        Коллекционирование монет: Полное руководство для начинающих и опытных нумизматов 13.08.2024 в 03:16