- Знак гравёра (монеты Петра I)
- Знак гравёра (период от Елизаветы до Александра I)
- Знак гравёра (монеты Николая I)
- Знак гравёра (монеты Александра II и Александра III)
- Знак гравёра (монеты Николая II)
Наткнувшись в каталоге на обозначение «Рубль 1897 года АГ-АГ», начинающий коллекционер испытывает недоумение. Почему здесь двойное «АГ», и чем первое «АГ» отличается от второго? В данном случае мы имеем интересное совпадение инициалов двух людей, участвовавших в производстве монеты.
Первым в каталогах принято обозначать гравёра, который создал образ реверса с гербом России для портретных монет Александра III и Николая II. Им стал Авенир Гиршевич Грилихес. Его знак отыскать не так-то просто. Крохотные буковки «АГ» можно разглядеть под задней ногой коня лишь при большом увеличении. Второе «АГ» - это знак минцмейстера Монетного двора Санкт-Петербурга, которым выступают инициалы Аполлона Грасгофа, занимавшего эту должность в 1883-1899 гг. Его знак мы обнаружим в составе гуртовой надписи. Поиск и идентификация обозначений гравёров и минцмейстеров часто являются результатами увлекательных нумизматических расследований. Попробуем и мы поискать эти знаки на монетах Российской империи.
Обозначения гравёра можно найти на монетах с древнейших времён. Желание увековечить своё имя порой толкало создателя штемпеля на «должностное преступление», ведь монета должна была прославлять лишь правителей или главных богов, чей лик чеканился или отливался на одной из сторон, а то и на двух сразу. Но, исследуя античные монеты, нумизматы нередко натыкались на буквы или мелкие фигурные значки, замаскированные в украшении, деталях одежды или растительном орнаменте. Когда медальерное искусство достигло расцвета, знаменитым гравёрам стали позволять ставить своё имя или знак на памятных медалях. А так как штемпели медалей и монет часто создавали одни и те же мастера, знак гравёра перекочевал и на монеты.
Обозначения гравёров на монетах Петра I
Для петровских монет нового типа, готовившихся во времена денежной реформы, первым появлением знака гравёра можно считать буквы «ЯВ» на штемпелях пробной полтины 1699 года. Знак представляет собой инициалы Василия Андреева («Я» - одно из обозначений прописной буквы «аз», украшенной сверху колечком). Но на полтину знак не попал, так как гравёр поставил его на боковую поверхность штемпеля. Не все гравёры стремились обозначить своё авторство на монете. Примером служит Федор Алексеев, трудившийся над вырезкой штемпелей крупных номиналов из серебра, датированных 1703-1705 гг.
Массовое пришествие знаков гравёра на российские монеты случилось во времена работы на монетном дворе зарубежных специалистов - Готфрида Гаупта и Соломона Гуэна. Первый на большинстве штемпелей ограничивался лаконичной литерой «Н» («Haupt»). Второй либо проставлял одиночную литеру «G» («Gouin»), либо вырезал пару букв «GF» («Gouin fecit»). Здесь слово «fecit» используется в значении «резал» или «изготовил». Это производная от латинского «facio» - «делать» или «производить». Подробнее об этих двух гравёрах можно узнать в статье о типах портретов Петра I на серебряных рублях.
Исследователям с большим трудом удалось расшифровать обозначения «К», «ОК» и «КО», имеющиеся на поздних монетах Петра I и части монет Екатерины I. Существовало устойчивое мнение, что это знак медальера Отфрида (или Готфрида) Кенига, но приверженцы этой версии не могли подтвердить её документально. Затем Е.С. Щукина, основываясь на замеченных ей визуальных различиях портрета самодержца, решила, что эти три обозначения могли принадлежать разным мастерам. В настоящее время автором штемпелей с данными обозначениями считается Осип Калашников. Однако петровский период до сих пор хранит немало загадок по данному направлению. Пока изыскателям не удаётся найти объяснение букве «3» на червонце 1714 года и букве «М» на некоторых из полтин 1718 года.
Обозначения гравёров на монетах от Елизаветы до Александра I
Имена гравёров, создававших портреты Анны Иоанновны для российских монет, известны. Это Антон Шульц (рубли и полтины 1730-1734 гг.), Иоганн Карл Гедлингер (рубль 1736 года и пробные 5 копеек 1740 года) и Лукьян Дмитриев. Однако все они не проставляли знаки, которые бы можно увидеть на монетах. Исключением можно считать редкие рубли 1734 года, на лицевой стороне которых отчеканена литера «В». Предположительно это знак резчика Ивана Васильева.
Положение изменилось при Елизавете Петровне. Приглашённый на монетный двор из-за границы Бенджамин Скотт возобновил традицию проставления знака гравёра. Но его обозначение «BS» («Benjamin Scott») хоть и присутствует на монетах, но разглядеть его затруднительно. Его коллега Жан Антуан Дасье, работавший над золотой десятирублёвкой и рублём 1757 года, штемпеля не метил.
Но свои инициалы в этот период начали проставлять русские мастера. Буквы «Ю» и «СЮ» - знак гравёра Самойлы Юдина. Их можно увидеть на червонцах 1757 года и пробных рублях Елизаветы (1758 г.) и Петра III (1762 г.). Тимофей Иванов также начал проставлять инициалы «TI» или «ТИ» ещё на рублях Елизаветы. Этой парой букв отмечены и штемпели монет различного достоинства из золота и серебра периода 1762-1796 гг. На некоторых московских рублях 1770 и 1775 гг. присутствует знак «ВК», который мог нанести медальер Василий Климентов.
Удачной судьбу монет Карла Леберехта, проставлявшего на штемпелях обозначения «CLF» («Carl Leberecht fecit»), «LEBERECHT F.» («Leberecht fecit») и «LEBERECHT», не назвать. Ему поручили работать над портретными рублями сначала Павла I, а затем и Александра I, но оба императора отказались от перенесения своих изображений на монеты. Для нумизматики работы Леберехта остались только в качестве пробных монет, в число которых можно добавить и портретный двухкопеечник-«кольцевик» 1802 года.
Обозначения гравёров на монетах Николая I
В основном, знак гравёра на монетах Николая I стоит искать в случае памятных выпусков. Хорошим примером будут подписи «GUBE F.» («Gube fecit»), «H. GUBE F.» («Heinrich Gube fecit») и «РЕЗАЛ ГУБЕ», которыми сопровождал свои творения Генрих Игнатьевич Губе. В их числе рубль «Александровская колонна» и обе монеты «Бородинская часовня». Кроме того, в его активе парные портреты: золотая десятирублёвка 1836 года, посвящённая юбилею коронации Николая I (известна только в виде новодела) и свадебный рубль в честь бракосочетания будущего императора Александра II. Увидеть их изображения, поискать подписи гравёра и узнать об особенностях чеканки можно в нашем специальном обзоре.
В ряду именитых мастеров, которым поручали делать донативные монеты, нашлось место и нашим резчикам. «Семейный» 1½-рублёвик / 10 злотых 1835 и 1836 гг. чеканился штемпелями, подготовленными Павлом Петровичем Уткиным. Интересно, что по примеру западных медальеров Павел Петрович решил использовать в подписи сокращение от слова «резал», в результате чего она приобрела вид «Р.П. УТКИН» («Резал Павел Уткин»). Впрочем, ряд его работ подписан просто двумя буквами «ПУ». А вот Якобу Рейхелю не везло с памятными монетами. Ни пробные рубли с портретом Константина (1825 г.) и Николая I (1827 г.), ни две портретные монеты 1845 года чеканить не стали. Рейхель не подписывал свои монетные работы, поэтому его знака на сохранившихся пробниках нам не найти.
Обозначения гравёров на монетах Александра II и Александра III
Очень интересной монетой является мемориальный рубль 1859 года по случаю открытия конного памятника Николаю I (единственная памятная монета из серебра периода правления Александра II). Её лицевую сторону готовил Александр Павлович Лялин, о чём свидетельствует подпись «А. ЛЯЛИН» в обрезе шеи императорского профиля. Реверс же принадлежит авторству Василия Алексеева. Буквы «ВА» спрятаны в подножии пьедестала. Это пример, где одна монета объединила два знака.
Пожалуй, последним из гравёров, чью подпись можно различить без видимых усилий, стал Леопольд Христианович Штейнман. Ему поручено подготовить «коронационный» рубль Александра III. Свой знак на аверсе медальер решил традиционно разместить в обрезе шеи профиля самодержца.
Обозначения гравёров на монетах Николая II
В качестве знака гравёра здесь чаще всего является пара букв «АГ», которую мы наблюдали в начале статьи. Однако этим обозначением пользовались два медальера, связанные родством. Уже известный нам Авенир Гиршевич Грилихес начал работу над монетами ещё при Александре III. В 1886 году он создаёт штемпель реверса пробных портретных рублей 1886 года, сумев замаскировать свои инициалы в гербе Москвы. Крохотные буковки «АГ» под задней ногой коня, действительно, не заметили. Штемпель реверса получился настолько удачным, что его взяли в качестве образца для всех общегосударственных монет из золота и серебра, на аверсе которых чеканили профиль императора («АГ» на указанном месте не найти лишь на золотых пятирублёвках 1895–1911 гг.). Даже на юбилейном рубле 1913 года «300 лет дому Романовых» они присутствуют. В нумизматических кругах Авенира Гиршевича зовут «Грилихес-отец».
Его сын Авраам Авенирович Грилихес тоже работал медальером на Монетном дворе Санкт-Петербурга. Он также участвовал в создании пробного рубля, но в качестве автора портрета. Над аверсом поручили работать не только ему, но Штейнману, однако обрез шеи самодержца в обоих вариантах чист. Его работами считаются аверсы портретных монет массового выпуска из золота и серебра периода 1886-1894 гг. Впрочем, знак «АГ» начинает появляться на памятных монетах, первой из которых стал рубль 1898 года по случаю завершения строительства мемориального комплекса Александра II («Дворик»). На аверсе обозначение гравёра различается в обрезе шеи. На реверсе его найти труднее. Буквы «А» и «Г» разнесены друг от друга и находятся вблизи зубцов канта в подножии пьедестала.
В тех же местах их можно найти на юбилейном рубле 1912 года в честь открытия памятника Александру III («Трон»). Только на реверсе гравёр им придал искажение перспективой: они словно перетекают с горизонтальной грани пьедестала на вертикальную. Последним, чей знак появился бы на юбилейной монете, мог стать П.Г. Стадницкий – автор лицевой и оборотной стороны серебряного рубля в честь 200-летия победы в Гангутском сражении («Гангут»). В изначальном варианте на аверсе присутствовали буквы «ПС», однако при создании штемпелей для массовой чеканки знак по неизвестным причинам удалили.
В первые годы советской власти оформлением монет занялся знаменитый медальер Антон Фёдорович Васютинский, успешно проявивший себя ещё в царскую эпоху. Свои работы он не подписывал, поэтому традиция проставлять знак гравёра при СССР канула в лету. Впрочем, стопроцентной уверенности в том, что никто из создателей штемпелей советской юбилейки (особенно во времена позднего СССР) не поддался соблазну и не замаскировал свой крохотный значок в художественной композиции, нет. Ведь и буковки «АГ» на монете периода правления Николая II обнаружены только в 1978 году советским школьником Николаевым, когда он разглядывал её через лупу с 15-кратным увеличением. Возможно, впереди нас ещё ждут интересные открытия.
Оставить комментарий
Комментарии (всего: 0)
Последние цены по аукционам на монеты в российских рублях
Фото | Описание монеты | G | VG | F | VF | XF | AU | UNC | Proof |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
10 рублей 1755 СПБ-BS
Биткин: R1; Ильин: 40 руб.; Петров: 50 руб.
от
423 248
до
2,00 млн.
руб.
| - | - | - | 423 248 | 2,00 млн. | - | - | - | |
1 рубль 1897 АГ
от
1 405
до
249 020
руб.
| - | 1 405 | 3 885 | 4 603 | 10 966 | 41 707 | 71 865 | 249 020 | |
1 рубль 1898 АГ дворик
в память открытия монумента Императору Александру II
Биткин: R; Петров: 4
от
22 546
до
339 245
руб.
| - | - | 22 546 | 90 901 | 240 226 | 339 245 | 307 252 | 315 699 | |
1 рубль 1912 ЭБ трон
в память открытия монумента Императору Александру III
Биткин: R
от
169 128
до
565 898
руб.
| - | - | - | 169 128 | 257 089 | 565 898 | 524 287 | - | |
1 червонец 1714 3
под портретом - литера «З»
Биткин: R4; Петров: 400 рублей
от
918 509
до
1,39 млн.
руб.
| - | - | - | 918 509 | - | 1,39 млн. | - | - | |
1 рубль 1707 Н год буквами
портрет работы Г. Гаупта, год славянскими буквами
Петров: 10 рублей
от
331 837
до
600 000
руб.
| - | - | - | 331 837 | 437 253 | 600 000 | - | - | |
1 рубль 1707 Н год цифрами
портрет работы Г. Гаупта, год цифрами
Биткин: R; Петров: 15 рублей
от
314 951
до
647 755
руб.
| - | - | - | 314 951 | 647 755 | - | - | - | |
1 рубль 1707 G
портрет работы С. Гуэна
Биткин: R2; Петров: 60 рублей
около
1,46 млн.
руб.
| - | - | - | 1,46 млн. | - | - | - | - | |
1 рубль 1718 KO
без знака минцмейстера
Биткин: R; Петров: 5-6 рублей
от
11 000
до
740 000
руб.
| - | - | 11 000 | 45 021 | 81 869 | - | 740 000 | - | |
1 рубль 1718 KO-L на лапе
буква "L" на лапе орла
Биткин: R
от
75 000
до
133 252
руб.
| - | - | 75 000 | 133 252 | - | - | - | - | |
1 рубль 1718 KO-L на хвосте
буква "L" на хвосте орла
Биткин: R2
| - | - | - | - | - | - | - | - | |
1 рубль 1718 OK без арабесок
без знака минцмейстера, без арабесок и заклепок на груди
Биткин: R2; Петров: 20 рублей
| - | - | - | - | - | - | - | - | |
1 рубль 1718 OK арабески на груди
без знака минцмейстера, малая голова, арабески на груди
Биткин: R1, R2
| - | - | - | - | - | - | - | - | |
1 рубль 1718 OK арабески, вышивка
без знака минцмейстера, арабески на груди, вышивка на рукаве
Биткин: R2
| - | - | - | - | - | - | - | - | |
1 рубль 1718 OK заклёпки на груди
без знака минцмейстера, заклёпки на груди
Биткин: R
от
16 851
до
257 553
руб.
| - | - | 16 851 | 49 779 | 60 457 | 257 553 | - | - | |
1 рубль 1718 OK особый портрет
без знака минцмейстера, 2 ряд заклепок на груди, особый портрет
Биткин: R3
около
248 911
руб.
| - | - | - | - | 248 911 | - | - | - | |
1 рубль 1718 OK-L арабески на груди
малая голова, арабески на груди
Биткин: R1-R
от
53 796
до
200 429
руб.
| - | - | - | 53 796 | 200 429 | - | - | - | |
1 рубль 1718 OK-L 1 ряд заклепок
1 ряд заклепок на груди
Биткин: R-R2; Петров: 4,5-8 рублей
от
68 512
до
128 256
руб.
| - | - | - | 128 256 | 68 512 | 100 000 | - | - | |
1 рубль 1718 OK-L 2 ряда заклепок
2 ряда заклепок на груди
Биткин: R-R2
от
61 476
до
87 638
руб.
| - | - | - | 61 476 | 87 638 | - | - | - | |
полтина 1718 M-L
Биткин: R1
| - | - | - | - | - | - | - | - | |
1 рубль 1883 ЛШ коронационный
в память коронации Императора Александра III
Петров: 1,25 рубля
от
2 650
до
182 883
руб.
| 2 650 | 15 000 | 9 433 | 18 943 | 32 004 | 61 743 | 82 102 | 182 883 | |
1 рубль 1859 конь, выпуклый
монумент Императора Николая I на коне выпуклый чекан
Биткин: R
от
80 920
до
121 621
руб.
| - | - | - | - | 80 920 | 113 534 | 121 621 | - | |
1 рубль 1859 конь, плоский
монумент Императора Николая I на коне плоский чекан
Петров: 1,5 рубля
от
9 440
до
147 222
руб.
| - | - | 9 440 | 54 644 | 121 687 | 146 176 | 147 222 | 111 971 | |
1 1/2 рубля - 10 злотых 1836 П.У.
семейный П. У.
Биткин: R2-R4; Ильин: 50 руб.; Петров: 40 руб.
от
438 834
до
3,42 млн.
руб.
| - | - | - | 438 834 | - | 3,34 млн. | 3,42 млн. | - | |
1 1/2 рубля 1839 Бородино
в память открытия памятника-часовни на Бородинском поле
Биткин: R1; Ильин: 8 руб.; Петров: 8 руб.
от
388 480
до
1,70 млн.
руб.
| - | - | 450 000 | 388 480 | 876 397 | 1,26 млн. | 884 974 | 1,70 млн. | |
1 рубль 1839 Бородино
в память открытия памятника-часовни на Бородинском поле
Биткин: R; Петров: 2,25 рубля
от
31 212
до
180 595
руб.
| - | - | 31 212 | 84 023 | 144 081 | 122 748 | 180 595 | 165 177 | |
1 рубль 1834 колонна
в память открытия Александровской колонны
Биткин: R; Ильин: 1,75 руб.; Петров: 1,75 руб.
от
45 476
до
293 508
руб.
| - | - | 45 476 | 69 256 | 100 461 | 118 030 | 115 605 | 293 508 | |
1 рубль 1767 СПБ-ТI-EI грубый чекан
портрет грубого рисунка
Биткин: R1; Ильин: 5 руб.; Петров: 25 руб.
от
11 000
до
360 000
руб.
| - | - | - | 11 000 | - | 360 000 | - | - | |
1 рубль 1768 СПБ-ТI-EI грубый чекан
портрет грубого рисунка
Биткин: R1; Ильин: 8 руб.; Петров: 20 руб.
около
24 934
руб.
| - | - | - | 24 934 | - | - | - | - | |
1 рубль 1772 СПБ-ТI-ЯЧ
Петров: 2,5 рубля
от
5 767
до
53 471
руб.
| - | - | 5 767 | 9 979 | 18 643 | 53 471 | 40 377 | - | |
1 рубль 1772 СПБ-ТI-АШ
Петров: 2,5 рубля
от
1 223
до
49 227
руб.
| - | 1 223 | 3 178 | 7 744 | 20 502 | 23 125 | 49 227 | - | |
1 рубль 1773 СПБ-ТI-ЯЧ
Биткин: R1; Ильин: 3 руб.; Петров: 2,5 руб.
от
3 500
до
49 096
руб.
| 3 500 | - | 4 394 | 10 119 | 30 784 | 49 096 | - | - | |
1 рубль 1785 СПБ-ТI-ЯА
Биткин: R; Петров: 2,5 рубля
от
4 350
до
104 255
руб.
| - | - | 4 350 | 15 375 | 30 182 | 104 255 | 65 769 | - | |
1 1/2 рубля - 10 злотых 1836 Р.П. УТКИНЪ
семейный Р. П. УТКИНЪ
Биткин: R3; Ильин: 100 руб.; Петров: 80 руб.
около
2,52 млн.
руб.
| - | - | - | - | - | - | - | 2,52 млн. | |
1 рубль 1785 СПБ-ТI-ЯА новодел
новодел
Биткин: R2; Ильин: 3 рубля
около
522 281
руб.
| - | - | - | - | - | - | 522 281 | - | |
1 рубль 1807 новодел, орёл
пробный, орёл на аверсе, новодел
Биткин: R4; Ильин: 200 рублей; Петров: 250 рублей
| - | - | - | - | - | - | - | - | |
1 рубль 1807 пробный
пробный, портрет в военном мундире
Биткин: R3
| - | - | - | - | - | - | - | - | |
1 рубль 1762 СПБ-СЮ пробный
Петр III, пробный, монограмма на реверсе
Биткин: R3; Ильин: 150 руб.; Петров: 500 руб.
около
3,77 млн.
руб.
| - | - | - | - | 3,77 млн. | - | - | - | |
1 рубль 1796 СПБ-CLF пробный
пробный, с портретом
Биткин: R4; Ильин: 300 рублей
| - | - | - | - | - | - | - | - |