Гжельский фарфор




Raritetus
  1. Ранняя история гжельской керамики
  2. История возникновения Гжельского фарфорового завода
  3. Техника росписи
  4. Каталог клейм по годам

Гжель - один из самых известных художественных промыслов. Практически каждый из нас имеет представление о белоснежной керамике с сине-голубой ручной росписью. Изделия гжельских мастеров настолько популярны и в России, и за ее пределами, что их традиционные мотивы можно увидеть даже на модных подиумах.

Гжельские мотивы на одежде


Отправьте фото удобным вам способом

    Регион, где производят гжельскую керамику, называется “Гжельский куст”. Он включает в себя 27 деревень, и на данный момент там работает несколько фарфоровых заводов. Одним из наиболее известных является Гжельский фарфоровый завод, насчитывающий более двух веков истории. Производство традиционных керамических изделий в народном стиле здесь соседствует с новыми интересными формами, отвечающими духу времени. И каждый предмет отмечен высочайшим качеством, присущим гжельскому фарфору.

    Авторский кофейный стаканчик, Гжельский фарфоровый завод
    Истоки возникновения традиционной гжельской керамики

    Принято считать, что история Гжели начинается с 1339 года. Именно тогда Иван Калита в своем завещании отписывает сыну керамические мастерские, относящиеся к современному Гжельскому региону.

    В дальнейшем интерес к месторождению разных сортов глин появился в XVII веке во время правления Алексея Михайловича. В 1663 г. Тишайший царь издал указ, по которому гжельскую глину в огромных объемах отправляли для изготовления алхимических и аптекарских колб. И кстати, месторождение было приписано к Аптекарскому приказу до 1812 года.

    Аптекарский приказ в московском Кремле

    При Петре I происходит знаменательное событие в сфере русского декоративно-прикладного искусства и материальной культуры. Во-первых, приходит мода на делфтский сине-белый фаянс, который начинают активно использовать в декоре интерьера. Разумеется, отечественные аналоги не заставили себя долго ждать. Во-вторых, в 1724 г. был издан указ об изготовлении табачных трубок и посуды из белой глины. Бонусом к этому документу шли привилегии для производителей, чем воспользовался московский купец Гребенщиков. Он открыл первую российскую фабрику по производству майолики. Рабочие набирались из уроженцев Гжели. Со временем гжельские мастера, набравшиеся опыта, начинают сами производить майолику. И в 1774 г. после закрытия фабрики Гребенщикова, гжельскую керамику можно считать единственной представительницей этого вида декоративно-прикладного искусства в России.

    Изделия завода Гребенщикова

    Интерьер одной из комнат Меншиковского дворца (1710-1720 гг.) с использованием делфтского фаянса

    Изучением гжельской глины для составления рецепта русского фарфора занимались и Д. Виноградов с М. Ломоносовым в 1740-1750-е гг.. И ценили её весьма и весьма высоко.

    Гжельская майолика XVIII века (а)


    Гжельская майолика XVIII века (б)

    К началу XIX века популярность гжельской майолики начинает сходить на нет. Но мастера не растерялись и начали производство полуфаянса. В это же время разнообразие синего цвета на белом фоне постепенно начинает вытеснять привычное пятицветие.

    Основоположниками гжельского фаянса считаются братья Куликовы, открывшие в 1804-1805 г. завод. Рецепт керамической массы держался в строгом секрете. Однако гончары Г. Храпунов и Е. Гусятников залезли в мастерскую, срисовали печь для обжига, украли образцы глины… и открыли собственное производство. А к 1812 г. появилось уже 25 заводов. Наиболее известные из них принадлежали Е. Иванову и Лаптевым в деревне Кузяево.

    Гжельский полуфаянс

    Помимо посуды заводы выпускали игрушки и статуэтки. Предметы расписывались в стиле, напоминающем о народных художественных промыслах. Излюбленными мотивами мастеров были декоративные цветы, травы и листья.

    Изделия, выпущенные в это время, еще напоминали о майолике и декором и своими формами. Однако в 1829 г. был налажен выпуск тонкостенного фарфора, а в 1833 г. на предметах появился печатный рисунок.

    Отправьте фото удобным вам способом

      Солонка “Сова”, фарфор, роспись. Заводы Гжели, Российская империя, 1800-1830 гг.
      К 1840 г. в Гжели было запущено уже 50 заводов, а также около 30 живописных мастерских, специализирующихся на работе с керамикой. Наряду с надглазурной фарфоровой полихромной росписью выпускались и фаянсовые предметы с ручной кобальтовой росписью. Благодаря последней за гжельской керамической продукцией закрепилась слава “русского Стаффоршира”.

      Пожалуй, именно это время - настоящий гжельский “золотой век”. Увы, технологический прогресс, ворвавшийся в середину XIX века больно ударил по лучшему из народных промыслов. Гжель, конечно, выстояла, но не все её заводы продолжили работу.

      Гжельский фарфоровый завод

      Мало кто знает, что производству фарфора в Гжели во многом поспособствовали монополисты Кузнецовы. В 1818 г. основатель торговой династии Яков Кузнецов запустил производство фарфоровых изделий в Новохаритоново. С этой даты ведет свою историю Гжельский фарфоровый завод. Дело отца продолжили Анисим и Терентий Кузнецовы, а уже их потомки превратили гжельскую фарфоровую мануфактуру в одно из крупных предприятий своего времени. Однако уже в 1856 году завод закрылся.

      Впрочем, до 1918 г. в Новохаритоново сохранилось небольшое предприятие родственников Кузнецовых, братьев Акулиных, основным направлением которого было производство недорогой фарфоровой посуды, предметов декоративно-прикладного искусства и игрушек. Изделия завода сейчас можно увидеть в собрании Русского музея Санкт-Петербурга.


      Статуэтка “Спаниель”, фарфор, роспись, завод братьев Акулиных

      Статуэтка-игрушка “Коровка”, фарфор, роспись, завод братьев Акулиных

      Статуэтка “Господин с тростью”, фарфор, роспись, завод братьев акулиных

      Уже упоминавшийся промышленный переворот второй половины XIX в. пагубно сказался на гжельских заводах, артелях и мануфактурах. Большинству из них пришлось перейти на производство технического фарфора, в котором нуждались электротехническая и фармацевтическая промышленности. По сути, к началу ХХ века традиционный фарфор Гжели приходит в упадок.

      С революционными событиями пришла и национализация завода братьев Акулиных в 1918 году. При этом предприятие продолжило выпуск фарфора. В 1929 г. завод был переориентирован и начал производить комплектующие для фарфоровых электроизоляторов. С этого времени он носит название “Гжельский завод “Электроизолятор”.

      Часы настольные, фарфор, роспись, автор - Е. Осташкова, исполнитель - С. Шукова. Гжель, СССР, 1986-1990 гг.
      Поворотным моментом для возрождения гжельского промысла стал конец 40-х гг. ХХ века. Именно тогда историк и теоретик русского искусства А. Салтыков и художница Н. Бессарабова начали предпринимать шаги для воссоздания художественных традиций. Технология производства восстанавливалась по крупицам, опираясь на сохранившуюся посуду, ее фрагменты и изразцы. Н. Бессарабова разработала новый стиль гжельской росписи кобальтовыми красками по белому фону. В то же время А. Салтыков собрал в одном атласе художественные мазки для унификации продукции.

      Масленка, фарфор, роспись. Гжель, СССР, 1986-1990 гг.

      Важным событием для Гжели стало открытие в 1931 году Гжельского силикатно-керамического техникума на базе кузнецовской Гжельской керамической школы 1914 года. Сейчас это художественно-промышленный колледж, где новым мастерам прививают навыки и традиции гжельского художественного промысла.

      На заводе “Электроизолятор”, выпускающем преимущественно технический фарфор, все же были цеха по изготовлению традиционных бытовых и художественных предметов. Более того, именно продукция этого завода получила награды в 1971 г.

      Отправьте фото удобным вам способом

        Чайная пара, автор - Л.П. Азарова, фарфор, роспись, золочение, кобальт. Гжельский фарфоровый завод, СССР, 1970-1980 гг.

        Предприятие смогло выстоять в 1990-е. А в 2000-е годы при вливании частных инвестиций смогло нарастить обороты. Благодаря этому в 2003 г. было открыто отдельное предприятие по выпуску исключительно гжельского художественного промысла - ЗАО “Гжельский фарфоровый завод”.

        Особенности гжельской росписи


        Гжель всегда узнаваема по своими стилистическим и цветовым особенностям. Настоящий гжельский фарфор практически всегда будет расписан вручную. Для него характерен белый фон, за исключением темно-синих вариантов фонов (т.н. “зеркальные” изделия) и сине-голубой узор или орнамент (хотя встречаются и цветные образцы). При применении зеркального приема получается белый, морозный рисунок на кобальтовом фоне. В технике росписи прослеживается строгая последовательность оттенков. Форма предмета и его декор складываются в цельную, законченную композицию.

        Ваза напольная, автор - А.Н. Федотов, исп. - Гогулина, фарфор, роспись. Гжель, Российская Федерация, 1998-2010 гг.

        Технология изготовления гжельского фарфора предусматривает использование оксида кобальта, который изначально черного цвета. Также изделие покрывается молочной глазурью. В ходе обжига черный становится синим, а молочный - прозрачным.


        “Классическая” Гжель - это небольшой набор цветовой палитры, благодаря которой получаются эффектные шедевры декоративно-прикладного искусства:

        • белый (фон или “зеркальный” рисунок);
        • разнообразные оттенки синего и голубого;
        • темный кобальт;
        • золото (техника “пестрения” для подчеркивания глубины синего цвета).

        Лампа настольная, автор - А. Киселев, фарфор, роспись. Гжель, СССР, 1970-1980 гг.

        Мастера Гжели используют различные мазки для решения художественных задач:

        • ситчик (прорисовка деталей кончиком кисти);
        • китайский мазок (широкой кистью с двумя оттенками);
        • мазок с тенью (два цвета на кисти: синий, дающий более широкую полосу, и белый, дающий узкую полосу).

        Квасник “Чаепитие”, форма - Л. Азарова, роспись - Н. Некрасова, фарфор, роспись. ЗАО “Объединение Гжель”, Российская Федерация, 1991-2000 г.

        Мотивы, присущие гжельскому фарфору, можно условно разделить на несколько видов:

        • растительные мотивы (стилизованные растения: цветы, ягоды, листья. Самый известные элемент - роза-агашка (по легенде, название цветок получил по распространенному имени среди гжельских мастериц, Агафья) и “выбеленная ромашка”);
        • орнаментальные мотивы (“капли”, “усики”, “гребенки”, “шашечки”);
        • сюжетные композиции (обращение к народному быту и увеселениям: ярмарки, катания, избы, церкви и т.д.).

        Чайник, автор - Волхова, фарфор, роспись, золочение. Объединение “Гжель”, Российская Федерация, 1991-2010 гг. Из коллекции галереи “Однажды”

        Клейма заводов Гжели


        Говорить о клеймах Гжели имеет смысл в контексте полномасштабного возрождения промысла в конце 1940-х гг.. Поэтому в данной статье приведены клейма советского периода, а также маркировка, которую начали ставить в Российской Федерации с 1991 года.

        Клейма заводов Гжель (а)

        Клейма заводов Гжель (б)

        Благодаря новому всплеску интереса к народному творчеству русские промыслы, без преувеличения, приобрели второе дыхание. Гжельские заводы проделали путь от “туристических” поделок, приевшихся еще в 1990-ые гг., к произведениям искусства, которые могут эффектно украсить интерьер и сделать быт более эстетически выдержанным. На сегодняшний день в ассортименте завода присутствует около 700 наименований. И большая часть из них имеет художественную ценность.

        Если вам необходимо оценить и продать фарфор, то эксперты клуба “Раритетус” помогут вам в этом вопросе, проведя бесплатную оценку предметов.

        Ваза “Суматра”, фарфор, роспись, Гжельский фарфоровый завод, 2020-2024 гг.

        Отправьте фото удобным вам способом