Патефон




Raritetus
  1. Кто изобрел патефон
  2. Как работает патефон и его устройство
  3. Отличия патефона от граммофона
  4. Пластинки
  5. Патефоны СССР
  6. Какие заводы выпускали патефоны в СССР

Тихое потрескивание, чуть слышный шорох и только потом звуки музыки. Так начинала звучать патефонная пластинка. Это изобретение сначала стало символом светских вечеров, а в годы войны - неким центром объединения людей. Вокруг патефона собирались группы единомышленников, которые пели, танцевали и поддерживали моральный дух друг друга.

Портативный патефон фирмы «Пате»

История изобретения патефона


Историю граммофона создания можно начать с 1877 года. С года, когда американским изобретателем Томасом Алва Эдисоном был изобретен фонограф. Фонограф - первый в мире прибор для записи и последующего произведения звука.

Один экземпляр фонографа Эдисон отправил в подарок Льву Николаевичу Толстому, который не замедлил им воспользоваться. Благодаря Томасу Эдисону современники знают, как звучал голос русского писателя Толстого.

Примерно в это же время французский изобретатель-любитель, поэт Шарль Кро представил миру устройство для звукозаписи, назвав его "аутографический телеграф". Хотя некоторые исследователи и связывают появление патефона с изобретением Эдисона, его фонограф имел звукозаписывающее устройство в виде мягкого валика. А устройство, изобретенное Кро, записывало и воспроизводило звук с металлических дисков. Именно такой принцип записи звука и лег в основу создания патефона.

Следующая прорывная идея принадлежала американскому инженеру- изобретателю Эмилю Берлинеру, который, соединив работы Кро и Эдисона, создал граммофон. В 1887 году Берлинер получил патент на изобретение граммофона.

Первые пластинки для граммофонов пробовали делать из различных материалов. В итоге опытным путем пришли к пластинкам из эбонита и чуть позже из шеллака. Был даже опыт изготовления пластики из цинка, на который был нанесен воск и выцарапаны звуковые дорожки.

В 1895 году Берлинер открывает первую в мире компанию звукозаписи “Berliner’s Gramophone Company”. В этом же году выходит первый массовый тираж грампластинок.

Одна из первых грампластинок

Среднестатистически граммофон тех лет выглядел весьма громоздко. Он представлял собой большой деревянный ящик с не менее большим металлическим раструбом. При этом чем больше был раструб, тем громче воспроизводился звук. Максимальная громкость граммофона была около 100 децибел.

С выпуска первых моделей проигрыватель пластинок стал очень популярен среди европейцев. Было открыто несколько сотен компаний по производству музыкальных аппаратов. Одни компании производили внешне вычурные устройства для господ из высшего света, другие выпускали устройства попроще, для среднего класса. Но все модели имели огромную трубу, из которой лился звук, что делало граммофон неудобным для транспортировки.

И, наконец, появилась новая версия граммофона - патефон.

Плакат Адриана Баррера с изображением двух братьев Пате

По одной из версий создания патефонов, первый экземпляр был выпущен компанией “Pathé”, принадлежавшей братьям Пате.
Эмиль и Шарль Пате, ранее владевшие несколькими ресторанами, были так очарованы изобретением Томаса Эдисона и Эмиля Кро, что решили открыть в городе Шату собственное предприятие по производству музыкальных устройств, где позднее стали производить и граммофоны.
В некоторых источниках можно встретить утверждение, что идея изобретения первых портативных граммофонов принадлежит братьям Пате. В других источниках указывается, что патефон изобрел один из служащих компании Гильон Кеммлер, который придумал, как уменьшить огромный раструб граммофона и спрятать его во внутрь устройства. Первый патефон был выпущен в 1914 году. В год начала Первой мировой войны. Поэтому новое переносное музыкальное устройство в миг стало востребовано среди военных.

Однако есть и иная версия изобретения патефона, согласно которой патефон начали производить по просьбе лондонской армии, которая сделала запрос на портативное, удобное для транспортировки музыкальное устройство для проигрывания пластинок. На запрос откликнулась компания “Barnett Samuel and Son” и выпустила портативное устройство, назвав его “Dulcephone”.

 

Dulcephone

Слово “патефон” придумали именно русские. Назвав им музыкальный проигрыватель, первые модели которого в Россию были поставлены фирмой “Пате”. В Европе все подобные устройства называли граммофонами.

Механическое устройство и принцип работы патефона

Патефон, впрочем, как и граммофон, имеет механический принцип работы. Чтобы музыка зазвучала, нужно было специальной рукояткой завести пружину.

Завода хватало ровно на то, чтобы послушать одну сторону пластинки. При этом слушатель должен был так завести пружину, чтобы она не лопнула, но завода хватило на прослушивания всей песни. Позже появились усовершенствованные патефоны с двух пружинными механическими двигателями, позволяющие прослушать две стороны пластинки на одном заводе.

Регулировать громкость патефона возможности не было, однако громкость звука несколько изменялась в зависимости от толщины иглы.
Для калибровки скорости использовали картонный стробоскоп. Если скорость была настроена правильно, то звук звучал ровнее, а сами звуковые дорожки при проигрывании казались неподвижными.

На патефонах можно было прослушивать пластинки, записанные в определенном скоростном режиме: от 33 до 78 оборотов в минуту.

Иглы, изготовленные из мягкой стали, приходилось менять буквально после прослушивания одной пластинки. Впрочем, они не были в дефиците. Ими торговали на “каждом углу за копейки”. Позднее стали делать более прочные сапфировые иглы. Но все равно меломаны запасались ими впрок. Для этого в ящике проигрывателя был предусмотрен специальный отсек для хранения игл.

Устройство патефона


Ниже на картинке показаны образцы рупоров довоенных версий патефонов. На них видно, что у первых патефонов рупор был с плавными изгибами для того, чтобы звуковые волны не создавали поперечного отражения звука.

Образцы рупоров довоенных версий патефонов


Чем отличается патефон от граммофона

Основные отличия патефонов от граммофонов описаны в книге «Ремонт граммофонов» автора С.Б. Богина. Богин пишет, что в данных устройствах мембраны расположены по разному. Так, в граммофоне мембрана размещена параллельно оси тонарма, а в патефоне - перпендикулярно, что непосредственно влияет и на способы формирования звуковых дорожек.

У граммофона дорожки формировались поперечным способом. У патефона - глубинным. Поэтому граммофонные пластинки невозможно слушать на патефоне и наоборот. К тому же пластинки для патефонов были значительно легче и меньше граммофонных.

Патефон является переносной версией граммофона. Имеет маленький встроенный в корпус рупор и удобен для переноски, так как сам скомпонован в виде маленького чемоданчика с ручкой. Граммофоны же даже портативные версии имели большую наружную трубу и не имели крышки.

Граммофон "His master's voice", дерево, металл, пластик, Великобритания, 1900-1930 гг.

Пластинки для патефонов

Первые экземпляры граммофонных пластинок изготавливали из целлулоида. Такие пластинки были толстыми, весом около полкилограмма, с шероховатыми краями и только с одной стороной для прослушивания.

Для производства патефонных пластинок были использованы различные материалы: воск, металл, каучук и даже шоколад. Поговаривали, что диск из шоколада, когда он приходил в негодность, просто съедали. Так же поступали, если песня на диске из шоколада по каким то причинам не нравилась слушателю.

В итоге тот самый Эмиль Берлинер, запатентовавший граммофон в 1896 году, придумал производить пластинки из шеллака. Пластики получились достаточно хрупкими, зато значительно возросло качество звука. Шеллак - продукт жизнедеятельности жучка “лаковый червец”, обитающего в Индии. Жучок в течении жизни мастерит себе скорлупки из специфической смолы, которую и называют шеллак от французского слова "shell" - скорлупа.

Для производства пластинок шеллак плавили и смешивали с более твердыми материалами. Затем массу разливали в формы и остужали.

В целом, если не учитывать хрупкость пластинки из шеллака, они были вполне удачными. Вот только для изготовления одного диска требовалась скорлупа 4000 насекомых. Если учесть, что жуков приходилось привозить из Индии, то на производство одной грампластинки уходило очень много времени и сил. Но технические мыслители не успокоились и в итоге нашли способ производить долгоиграющие пластинки для патефонов из пластмассы.

Портативный граммофон His master's voice 102 Великобритания 20е-50е г. 20 век


Советский патефон

Как только в царскую Россию был завезен первый механический проигрыватель французской фирмы “Pathé”, русское светское общество незамедлительно “влюбилось” в него. А многие дельцы, вдохновившись простотой сборки, начали его массовое производство.
К 1907 году было открыто более 500 тысяч производств по сборке патефонов. В том числе в 1907 году была открыта московская фабрика “Пате-рекорд”, позже переименованная в завод “Патефон”.

В царской России хороший проигрыватель пластинок мог стоить до 100 рублей. Это примерно месячный оклад высокопоставленного городского чиновника того времени. Стоимость некоторых богато украшенных аппаратов достигала 600 рублей. Граммофон стал символом зажиточной жизни купцов и промышленников

В годы Первой мировой войны часть предприятий по производству граммофонов была национализирована, а часть разрушена. Однако студия звукозаписи “Пате” уцелела. В ней с 1919 по 1921 годы было записано 13 речей В.И. Ленина, которые служили пропагандой для советского народа.

Патефон

Начиная с 1921-го, уже в Советской России по решению Партии была запущена новая экономическая политика, которая привела к закрытию мелких производств или к слиянию их в крупные национальные предприятия, которые были перепрофилированы на выпуск товаров первой необходимости. Выпуск граммофонов в СССР к 1926 году практически прекратился.

К счастью, в 1928 году новая семилетка Партии была нацелена разработку общественно значимых решений, в том числе стояла цель повышения культуры советских граждан. Поэтому руководством страны было принято решение возродить производство граммофонов по западным копиям. За основу была взята британская модель патефона “His Master's Voice 101”. Патефоны этой модели в СССР маркировались как ПТ-1 и выпускались до 1931 года включительно.

В 1932 году британская компания выпускает усовершенствованную модель музыкального аппарата - “HMV 102”. И советские инженеры тут же начали выпуск нового механического проигрывателя - патефона ПТ-2. Патефоны ПТ-1 имели прямоугольный выход рупора. ПТ-2 - овальный.
Позже советские разработчики выпустили модель патефона ПТ-2½, которая отличалась от предшественника наличием пружинного автостопа.
В 30-х годах конструкторы пытались дать новое название патефону - “порсафон”. Но оно не прижилось. Граждане упорно продолжали называть все переносные музыкальные проигрыватели патефонами.

Следующая выпущенная модель патефона маркировалась как ПТ-3. И если ранее для выпуска патефонов использовали зарубежные аппараты только лишь как образец, то ПТ-3 стал полной копией “HMV 102”.

Патефон ПТ-3 производства ДПЗ (Днепропетровск).

В военные годы одному из предприятий по производству автоматов задержали поставку стали для изготовления пружин, один из специалистов предприятия вставил в автомат пружину от патефона. И тогда местные жители, разобрав свои патефоны, понесли пружины на завод.

В послевоенные годы выпуск патефонов наряду с другой мирной продукцией постепенно наладился. Однако, как и прежде, советские проигрыватели, в основном, были копиями иностранных аппаратов. Так, исследователи отмечают, что патефон “Малютка” является копией граммофона «Colibri», сделанной в Швейцарии. А патефон МГ-3 почти идентичен британской модели “HMV 89”. И только для патефона СП-1, выпущенного на ленинградском заводе “Северный пресс”, любители радиотехники так и не нашли аналог.

В 1953-м начался массовый выпуск электрофонов УП-2 (универсальный проигрыватель), разработки которого были начаты еще в 1932 году. Он то постепенно и вытеснил патефоны из жизни советских граждан. В 60-х годах выпуск патефонов окончательно прекратился. На электрофоне можно было проигрывать и стандартные пластинки (78 об/мин) и долгоиграющие (33 об/мин).

Производители патефонов в СССР

В советских городах и селах популярны были танцы под патефон. Советская промышленность с лихвой обеспечивала спрос граждан. В СССР выпускались механические, электрические, электромеханические патефоны. Производством патефонов занимались многие предприятия, часть которых закрылась в годы войны, а часть в послевоенные годы перешла на выпуск другой продукции. 

Владимирский грамзавод


Владимирский патефонный завод ранее бывшее ткацкое производство “Пионер” начал выпускать патефоны в 1933 году. В 39-м, в годы советско-финляндского противостояния, перешел на производство снарядов и был эвакуирован в Пермский край, в город Молотов. После войны завод, перейдя на “мирные рельсы”, стал выпускать часы и металлические изделия. Сегодня предприятие называется ПО “Точмаш” и работает на нужды ядерной энергетики.

Эмблемы Владимирского грамзавода на патефонах. (а)Эмблемы Владимирского грамзавода на патефонах (б)

Молотовский патефонный завод

В 1939 году “Государственный завод № 260” получил оборудование эвакуированного Владимирского граммофонного завода. В годы войны оборудование бережно хранилось, а в 1946-м было принято решение начать производство музыкальных аппаратов.
Когда предприятие выпустило первые 100 граммофонов, оно было переименовано в Молотовский граммофонный завод. Уже к 1947 году предприятие выпустило 10 тысяч граммофонов, а в 1954 году был выпущен миллионный аппарат.
Однако спрос на патефоны неуклонно падал, и в 1956 году завод прекратил их выпуск, нацелившись на производство велосипедов по документации полученной от Горьковского завода. Внедрение нового выпускаемого ассортимента повлекло и смену названия Молотовского завода. Предприятие стало носить название “Пермский велосипедный завод”. Сегодня это “Пермский машиностроительный завод”.

Несмотря на то что Молотовский завод в 1956 году официально прекратил выпуск музыкальных аппаратов, в 1957 году в честь юбилея Октябрьской революции была выпущена еще одна партия патефонов.

Портативный складной патефон в сложенном состоянии (слева) и собранном виде (в центре), портативный складной узкий патефон с крестообразным дискодержателем (справа), г. Молотов


ПКФ “Граммофон”

Производственная кооперативная фабрика «Граммофон» находившаяся в Красногвардейске (сегодня Гатчина) выпускала граммофоны с 1934 года, вплоть до начала Второй мировой войны. Отличительной особенностью фабрики стал выпуск радиол, которые запустили в производство в 1936 году.
Электро-радиолы моментально завоевали популярность, потому что были также портативны, как патефон, но позволяли не только проигрывать пластинки, но и слушать радио.

В 41-м оборудование завода было эвакуировано в Вологодскую область и обратно уже не вернулось, так как руководством страны было принято решение не восстанавливать производство в Красноармейске.

Зелёная накладная бирка фабрики «Граммофон».

Исследователи уточняют, что аппараты ПКФ “Граммофон”, выпущенные в ранние годы, имеют ромбовидную бирку желтого цвета. На поздних экземплярах наклеены бирки красного цвета. Основной же выпуск патефонов и радиол имеют зеленые бирки. Точный год выпуска указан на регуляторе скорости, расположенном под диском.

Ленинградский патефонный завод

В 20 годах 20-го столетия производство портативных проигрывателей казалось очень перспективным. В связи с этим на ленинградской фабрике “ Красный Октябрь”, специализирующейся на производстве музыкальных инструментов, было открыто отделение Муз-объединения ВСНХ РСФСР для сборки патефонов. Позднее производство было передано в ведение Народного комиссариата тяжелой промышленности, под руководством которого небольшое отделение выросло до уровня завода под названием “Ленинградский патефонный завод”. Из официальных источников известно, что завод прекратил выпуск патефонов а 1940 году. Однако встречаются модели, выпущенные после 1945 года, с эмблемой Ленинградского патефонного завода. Например, патефон “Дружба”.

Патефон «Дружба», Ленинградский патефонный завод (а)

Артель “Граммофон”

Согласно источникам, в послевоенные годы одним из активных производителей патефонов стала Ленинградская артель “Граммофон”.
В печатных изданиях тех лет даже встречаются новости о достижениях предприятия. Например, “Ленинградская правда” в номере от 28.11.1940 г. пишет: “Артель Граммофон сконструировала патефон размером с фотоаппарат…”.

В другом издании встречается следующее: “Артель Граммофон стала передовиком по выпуску моделей патефонов ПГ-54, МГ-2 и МГ-3.
Также можно услышать версию, что артель “Граммофон” создана на базе Красногвардейского завода “Граммофон”.

При этом известно, что в Ленинграде функционировало как минимум два предприятия с названием “Артель Граммофон” и о какой из них выше идет речь непонятно.

Эмблема артели “Граммофон”

Эмблема артели “Граммофон”

Эмблема артели “Граммофон”

Патефон артели “Граммофон”

Завод “Молот” г. Вятские Поляны

Завод “Молот”, построенный в 1938 году, изначально работавший на нужды текстильной промышленности, в годы войны производил оружие. В послевоенное время наряду с армейской продукцией на предприятии стали выпускать патефоны. Некоторое время патефоны пользовались хорошим спросом у населения, но с появлением радиол и электрофонов спрос сначала снизился, а потом и вовсе иссяк. В 1955 году завод прекратил выпуск патефонов.

Сегодня завод функционирует под названием “Вятско-Полянский машиностроительный завод Молот”.

Логотип завода "Молот"

Эмблема завода "Молот"

Патефон, Завод Ордена Ленина «Молот», СССР, 1940-1960 гг.
Коломенский патефонный завод

Коломенский патефонный завод располагался в строениях шелкокрутильной фабрики, к тому моменту уже прекратившей свое существование.

Оборудование для производства музыкальных устройств было завезено в 1933 году. Однако непосредственно к самому производству патефонов завод приступ лишь в 1934-м, выпустив в ма первые 10 экземпляров. С этого момента предприятие стало набирать обороты. В 35-м завод выпустил около 36-ти тысяч патефонов. В 1936-м году - 148 тысяч. 

В 1937 году модели коломенских патефонов были представлены в качестве экспонатов на Парижской Всемирной выставке достижений.

В военные годы производство патефонов было приостановлено, оборудование частично вывезено. После войны завод переквалифицировали на выпуск товаров для текстильного машиностроения. С 1934 по 1941 годы Коломенским патефонным заводом выпущено 1700 000 патефонов.

Эмблема Коломенского патефонного завода

Патефон, Коломенский патефонный завод, СССР, 1930-1940 гг.

Ленинградский завод “Северный пресс”

“Северный пресс”, основанный на базе штамповочного производства в 1932 году, изначально был настроен на выпуск металлических изделий: запчастей для механических игрушек и металлической фурнитуры для мебели. В годы войны работал на нужды оборонной промышленности. После войны перестроился на выпуск бытовой продукции, в том числе патефонов.

Эмблема завода “Северный пресс”

Патефон дорожный портативный “Северный пресс”
Модель патефона СП-1, выпущенная заводом “Северный пресс”, не похожа ни на один зарубежный аналог.

В 50-е завод “Северный пресс” будучи в ведении Министерства судостроительной промышленности, постепенно перешел на выпуск изделий для кораблестроения.


Московский завод “Тизприбор НКТП ВОТИ”


В 1930-х “Тизприбор НКТП ВОТИ” был передовым производством патефонов модели ПТ. В 41-м, когда враг подступал к Москве, завод как и многие другие предприятия был эвакуирован. Оборудование перевезли в Казань, где основали новый, уже Казанский завод “Тизприбор НКТП ВОТИ”, который среди прочей продукции продолжил выпускать патефоны.

Эмблема завода “Тизприбор НКТП ВОТИ”

Патефон для советских граждан был символом культурной жизни, а в годы войны - настоящим “боевым товарищем”. И пусть старый патефон позже был вытеснен электрофонами, он все еще заслуживает большого внимания у старшего поколения и является мечтой коллекционеров.
Конечно, самые первые модели граммофонов сегодня найти крайне сложно. Зато еще можно встретить патефоны, выпущенные в послевоенное время. Если у вас дома или на даче стоит старинный патефон и вы желаете узнать его стоимость, обращайтесь в нумизматический клуб “Raritetus”. Специалисты по фото произведут оценку и предложат выгодные условия для продажи ретро техники.