- Дореволюционные хроники завода ювелирных изделий «Русские самоцветы»
- Советский период завода ювелирных изделий «Русские самоцветы»
- Клейма (именники) «Русских самоцветов»
Компания «Русские самоцветы» уже более ста представляет лучшие российские традиции обработки камня и металла. На заводе не только возродили и сохранили старинные методы изготовления посуды, например, эмалево-филигранный, но и постоянно совершенствуют новые технологии для производства уникальных по красоте украшений. Своим рождением один из крупных ювелирных брендов обязан решению императора Николая II в 1912 году.
Дореволюционный этап развития «Русских самоцветов»
К моменту открытия завода «Русские самоцветы» в России был накоплен серьезный опыт камнерезного дела. В 1721 году по повелению Петра I была учреждена «Императорская гранильная фабрика» в Петергофе. Для развития фабрики лучшие мастера золотых и серебряных дел были направлены в столицу, также приглашали иностранных ювелиров для того, чтобы «бриллиантить» алмазы, шлифовать и полировать драгоценные камни.
Мастера создавали объемные чаши, вазы, настольные украшения и композиции из цветного камня, церковную утварь, и всё это богато инкрустировали драгоценными камнями.
Уже в начале XIX века изделия из русских камней высоко ценились за рубежом, часто они преподносились в качестве дипломатических подарков. В России малахитовые украшения, позолоченная бронза, каменные мозаики разных типов использовались при оформлении царских и аристократических интерьеров. Во время правления Александра III приходит мода на изделия в национальном духе. Император испытывал особое расположение к декоративно-прикладному искусству в русском стиле. Мастера изготавливали братины, чарки, стопки, отделанные камнями, эмалями, гравировкой. На Петергофской фабрике, таким образом, были разработаны лучшие образцы камнерезного художественного ремесла и заложены основы российского ювелирного дела.
Общество «Русские самоцветы» опиралось не только на опыт гранильной фабрики, но и продолжало лучшие традиции фирм Фаберже, Хлебникова, Сазикова. Мастера завода освоили технику гильошированной эмали, которую применял Карл Фаберже. Как и раньше, для работы приглашали лучших камнерезов, гранильщиков, ювелиров.
Исторические события 1910-20-х годов XX века изменили ход развития Императорского ювелирного завода. В 1922 году «Русские самоцветы» преобразовали в Государственный Трест.
«Русские самоцветы» в советское время
«Русские самоцветы» продолжили осваивать заложенные российской ювелирной промышленностью технологии изготовления ювелирных украшений. К 1930-м годам трест значительно расширился, появились филиалы в крупных городах страны.
Завод «Русские самоцветы» получает важные заказы от государства. Распоряжение об изготовлении пятиконечных звезд со знаком «серп и молот» на смену двуглавым орлам на башнях Московского Кремля поступило в 1935 году. Над эскизами трудились ленинградские художники, финальную версию разработал Федор Федоровский. Для каждой звезды был разработан свой уникальный рисунок. В течение полутора месяцев мастера предприятия создавали из высокопрочных материалов новые символы советской власти. На украшение пошло около семи тысяч камней. Топазы, александриты, горный хрусталь, аметисты располагались в центре композиции, образуя эмблему серпа и молота. Перед ноябрьскими праздниками на всех башнях Кремля красовались новые звезды. Через два года, в 1937 году, их пришлось заменить. Дожди и снег воздействовали на уральские самоцветы, сусальное золото и украшения стали темнеть. Новые звезды были изготовлены из специального рубинового стекла. Одна из старых звезд в настоящее время установлена на шпиле Северного Речного вокзала.
Новый крупный государственный заказ завода «Русские самоцветы» - экспонат для парижской Всемирной выставки. Центр Советского павильона должна была украшать масштабная мозаичная карта Советского Союза, инкрустированная драгоценными камнями. Так мастерами завода было создано панно «Индустрия социализма» площадью 27,5 кв.м. и весом 3500 кг., выполненное в технике флорентийской и русской мозаики, над набором которого трудилось 150 человек. А всего в проекте было задействовано 667 человек. Для обозначения крупных промышленных и природных объектов нанесли почти десять тысяч ограненных драгоценных и поделочных камней. Советскими мастерами создана карта, «равной которой нет, и не было в мире». «Изумительный экспонат всей парижской выставки», по словам репортера парижской газеты, вызывал восхищение посетителей, и завоевал «Гран-При».
В 1941–1945 годах производство «Русские самоцветы» эвакуировали на Урал. А ленинградский завод стал работать на нужды фронта. После победы производство восстанавливают. Творческий коллектив и мастера по филиграни решили возродить почти утраченную эмалево-филигранную технику для изготовления серебряной посуды. Трудный процесс привел к успеху, поэтому столовое серебро производят на заводе и в настоящее время.
В 1950-1960-е гг. становится популярен малахит, изделия завода участвуют на выставках, появляются новые изящные вещи – перстни, диадемы, браслеты, кулоны.
Мастера усложняют дизайн ювелирных изделий, отдавая приоритет художественному оформлению. Также формируется лаконичный стиль, который выражается в сдержанном силуэте и геометрической точности линий.
Обновляется технология изготовления ювелирных изделий. Обручальные золотые кольца, благодаря оптимизации, производились по триста тысяч единиц ежемесячно. Созданный в 1966 г. научно-исследовательский институт «Ювелирпром» разработал стандарты обработки камней, подготовил требования к ювелирной продукции, которые исполняются и сегодня.
Продажа изделий «Русских самоцветов» началась в Ленинграде в конце 1960-х годов. Эффектные интерьеры первого фирменного магазина, широкий ассортимент изделий привлекали покупателей, ценителей изысканных украшений и красивых предметов быта. На прилавках вниманию посетителей была представлена столовая посуда, а также статуэтки, портсигары, золотые серьги, коллекции серебряных колец.
В 1971 году предприятие вошло в состав объединения трех ювелирных заводов Ленинграда. Новое наименование предприятия - ЛПО «Русские самоцветы», для которого построили здание на Охте. Фирменным знаком завода «Русские самоцветы» становится разработанный дизайнером С. Станкевичем стилизованный бриллиант.
Предприятие продолжает активно сотрудничать с государством. Так, орден Отечественной Войны II степени вручался ветеранам в честь сорокалетия празднования Великой Победы. Выполняли на заводе и сувениры для политических деятелей, например, драгоценная камея была получена Рональдом Рейганом во время важного дипломатического визита. Оникс и обсидиан использовали российские мастера для изготовления уникального шахматного набора в подарок гроссмейстеру Анатолию Карпову. В числе знаменательных событий завода – участие в спасении храма Спаса-на-Крови. К сложным реставрационным работам специалисты завода были привлечены в 1989 году. Они великолепно выполнили свою часть по восстановлению деталей иконостаса и каменной резьбы.
1990-е годы становятся периодом расцвета камнерезного искусства. На заводе выпускают изделия, уникальные по качеству обработки камня. Специалисты «Русских самоцветов» внимательно изучают технологии и ювелирные предметы, выпущенные на рубеже ХIХ-ХХ вв. Особый интерес проявлен к сложным в исполнении творениям Фаберже. В 1991 году ювелирами фабрики выполнено яйцо «Посвящение Фаберже» из нефрита, с фианитовыми и бриллиантовыми вставками в ажурную сетку. Венчает композицию эмаль с изображением ювелира.
Производственное объедение преобразуется в ОАО «Русские самоцветы» в 1993 году. Товары «Русских самоцветов» вызывают интерес западных ценителей ювелирного дела, поэтому их экспортируют за рубеж.
В 1996 г. на Ленинградском ювелирном заводе устанавливают монумент Карлу Фаберже, приуроченный к 150-летию со дня его рождения.
Одно из самых известных ювелирных предприятий России продолжает постоянно совершенствовать мастерство и технологии производства. Следование традициям и опыт мастеров завода способствуют получению заказа на выпуск столового серебра для приемов в Кремле. Среди изделий завода уникальными являются предметы с редкими камнями — танзанитами и малышевскими изумрудами. Компания представляет авторские коллекции, а также работы в соавторстве с иностранными дизайнерами. Среди известных серий — «Атлантида», «Лед», «Рассвет на Балтике» и другие.
«Русские самоцветы» известны утонченными ювелирными украшениями и эксклюзивными изделиями ручной работы, в том числе предметами интерьера и декора, изысканным столовым серебром и эмалево-филигранной посудой. Товары данного производителя продаются в большой сети ювелирных магазинов, для удобства можно воспользоваться электронным каталогом изделий.
Ювелирное искусство «Русских самоцветов» вызывает интерес антикваров и коллекционеров.
Клеймо по годам
В состав клейма-именника завода «Русских самоцветов» до 1958 года входили буквы «РС». Позднее в него включали цифру года.
Клеймо 1959 года
Клеймо 1970 года
После реструктуризации буквенная аббревиатура менялась.
Клеймо 1972 года
В 1980-х на клейме ставится стилизованная под якорь буква «Т» и одна большая точка перед цифрой.
1980
1982
В 1990-х на клейме ставится стилизованная под якорь буква «Т» и две большие точки перед цифрой.
1993
В 2000-х дату обозначают буквой.
И – 2008 год, Л - шифр госинспекции пробирного надзора.
Если Вы желаете продать ювелирные изделия «Русских самоцветов», обратитесь к экспертам по антиквариату компании «Raritetus». Специалисты оценят предметы по фотографиям, которые можно предоставить любым удобным для Вас способом. Также возможно проконсультироваться вживую непосредственно в офисе компании. Вы получите профессиональную оценку и Вам предложат выгодную сумму выкупа.