1301
08.02.2023
4.7
Поделиться
- История Берлинской королевской мануфактуры
- Клейма Берлинской королевской мануфактуры
- Коллекционирование и цены на изделия «KPM»
«KPM» - это аббревиатура «Königliche Porzellan-Manufaktur Berlin», что переводится с немецкого языка как «Королевский фарфоровый завод Берлина». «KPM» чрезвычайно успешный производитель фарфора, который работает уже более 250 лет. Мануфактура специализируется на производстве высококачественных произведений декоративно-прикладного искусства. Благодаря своей долгой истории в настоящее время на антикварном рынке представлено множество предметов из фарфора «KPM», которые отражают стилистические черты и культурные веяния отдельных временных периодов. Эти изделия также ценят за их происхождение, историческую связь с прусской королевской семьей и самой Германией. Кроме того, для фарфора «KPM» характерно высокое качество и неповторимый дизайн изделий.
История мануфактуры
Ботаническая фарфоровая тарелка KPM Berlin 1820 г
Первая попытка основания фарфоровой мануфактуры в Берлине относится к середине XVIII века. Это заслуга фабриканта и предпринимателя, Вильгельма Каспара Вегели. В 1751 году Фридрих II Прусский пожаловал ему королевскую привилегию на основание в Берлине фарфорового завода. Кроме этого, монарх предоставил Вегели преимущество в виде беспошлинного ввоза сырья для производства, что усиливало положение предприятия, при этом практически исключая конкуренцию.
В 1753 году для своей мануфактуры предприниматель привлек художника, Эрнста Генриха Райхарда, который задал первые эстетические ориентиры. Он создавал эскизы фарфоровых фигурок, росписей с изображением аллегорий, галантных сцен и др.
Большое фарфоровое блюдо Berlin KPM изготовленное для Берлинского дворца 1768 год
В 1757 году Вегели обанкротился из-за последствий войны и внутренних проблем на фабрике, и продал мануфактуру берлинскому предпринимателю, Иоганну Эрнсту Гоцовскому. По просьбе короля Фридриха II новый владелец расширил и модернизировал завод. Кроме того, Гоцовский заключил контракт с мастером, работавшим у Вегели, Эрнстом Генрихом Райхардом, владевшим секретным составом производства фарфора, «арканумом». Художник продал технологию производства Гоцовскому за 4000 рейхсталеров, а также созданные им фарфоровые изделия и эскизы – еще за 3000 рейхсталеров. Помимо этого, Райхард остался работать на мануфактуре в качестве главного художника, а также привел за собой свою команду из восьми человек.
Фридриху II очень нравилось качество выпускаемого заводом фарфора. Он был тонким, полупрозрачным. По качеству эти изделия могли соперничать даже с главными конкурентами по производству фарфора – китайскими заводами. Монарх не жалел денег на развитие берлинской мануфактуры. Он позволил использовать изображение королевского скипетра на эмблеме завода. Заказы от королевского двора поступали постоянно. В результате для монарха и его окружения было создано множество фарфоровых изделий.
Иоганн Эрнст Гоцовский не только сумел завоевать расположение прусского короля, но и переманить на свою мануфактуру многих талантливых художников. В том числе и сотрудников мейсенской мануфактуры в Саксонии, на тот момент оккупированной прусскими войсками. Главным моделистом завода стал ученик Кендлера, Фридрих Элиас Мейер из Мейсена. Руководителем отдела росписи по фарфору – Карл Вильгельм Беме. Первым директором предприятия стал Иоганн Георг Гринингер. Все эти люди – профессионалы, высококвалифицированные мастера. Именно благодаря им на Лейпцигер штрассе в Берлине всего за несколько месяцев была создана работающая на высоком уровне фарфоровая мануфактура.
Однако, все та же Семилетняя война, разорившая Вегели, разрушила и предприятие Гоцовского. Начались финансовые трудности, которые не мог исправить король, ведь государственная казна была опустошена. В итоге к 1763 году производство фарфора вновь остановилось.
Король не спешил расставаться с успешным предприятием. Тем более, что уже вложил в него довольно большую сумму. А потому, 19 сентября 1763 года Гоцовский продал Берлинскую фарфоровую мануфактуру прусскому королю за 225 000 рейхсталеров. Так Фридрих II смог оградить своего протеже от банкротства, а завод от уничтожения. С этого момента начинается история мануфактуры, которая получила привилегию называться «королевской», «Königliche Porzellan-Manufaktur Berlin».
Под управление короны перешел весь штат сотрудников из 146 человек. Кроме присутствовавшего на клейме скипетра, фирма обрела новое название и новую историю. По сути, это было одно из самых организованных предприятий того времени. Все сотрудники имели фиксированный график, имели довольно высокий доход, а также имели медицинскую страховку и пенсию от фонда компании. На королевской мануфактуре не было детского труда. Руководство «KPM» заботилось также о вдовах и сиротах сотрудников. Все рабочие процессы постоянно совершенствовались, а технологии производства модернизировались.
Главным заказчиком с 1763 по 1786 год был Фридрих II. Для королевского двора за этот период было создано множество фарфоровых изделий на сумму более 200 000 рейхсталеров. Замки монарха были украшены 21 столовым сервизом. Один набор мог включать до 500 предметов, среди которых было множество искусно выполненных фарфоровых статуэток, композиций и т.д. Оформление и колористическое решение сервиза были выбраны так, чтобы дополнить интерьер. Первым среди них стал «Reliefzierat». Автором этого сервиза стал художник-моделист, Фридрихом Элиасом Мейером, который впоследствии создал и другие королевские сервизы. Самым главным для «Reliefzierat» стал одноименный новый вид оформления предметов из фарфора. Мейер выполнил сервиз в предпочитаемом Фридрихом II стиле рококо, дополнив рокаильный орнамент рельефными вставками. Декоративное оформление предметов включало расписные цветочные мотивы и выступающий над поверхностью орнамент, которые вторили лепнине потолка в Новом дворце.
К 1784 году мастера фабрики «KPM» разработали новый цвет для оформления изделий. Он получил название «bleu mourant», ближе всего по тону к нежно-голубому. Это был любимый цвет Фридриха II, использованный до этого в интерьере личных покоев монарха во дворце Сан-Суси. Любимый сервиз короля, «Neuzierat», был выполнен в оттенке «bleu mourant».
Фридрих II использовал изделия берлинской мануфактуры для украшения дворцов и замков. Однако, король являлся также средством дипломатии. В результате, подарки от прусского короля украсили интерьеры русского императора, а также ведущих европейских королевских домов.
В 1786 году Фридрих II Прусский умер. Новым королем стал его племянник, Фридрих Вильгельм II. Смена правителя не изменила статуса мануфактуры. Напротив, «Königliche Porzellan-Manufaktur Berlin» стала ведущим предприятием Пруссии. Доходы завода постоянно росли. Однако на смену рокаильным изгибам пришли четкие линии и строгие формы стиля Классицизм.
По заказу, остзейского аристократа, герцога Курляндии, Петера фон Бирона, в 1790 году берлинская фарфоровая мануфактура изготовила столовый сервиз. Над ним работал Иоганн Карл Фридрих Ризе, немецкий скульптор и художник, который занимал на заводе должность модельера. Он разработал сервиз с характерными классицистическими чертами. Позже он был назван «Курляндия» До сих пор он является одним из самых известных и популярных произведений мануфактуры «KPM».
Над созданием предметов для берлинской королевской фарфоровой мануфактуры работали известные мастера конца XVIII – начала XIX веков. Например, Карл Фридрих Шинкель, Иоганн Готфрид Шадов, Кристиан Даниэль Раух и другие. Мастера занимались художественной росписью по фарфору. Среди ведущих живописцев мануфактуры «KPM» стоит отметить Карла Даниэля Фрейданка.
Фарфоровая фабрика «KPM» обладала монополией на производство изделий вплоть до 1810 года. Но и тогда фирма продолжила играть важную роль в жизни королевского двора. Ее изделия использовались в качестве дипломатических подарков, а также как вид особенного поощрения подданных.
Новый этап в истории мануфактуры «KPM» начался в 1867 году. Место временного управляющего занял архитектор, прусский государственный служащий, Фердинанд Герман Густав Мёллер. В 1868 году он был назначен директором фабрики. В период с 1867 по 1872 год здание предприятия было перенесено на новое место. Здание завода переехало с Лейпцигер штрассе на Вегели штрассе, а на его прежнем месте было построено здание прусского государственного парламента. Новые строения мануфактуры были созданы архитектором Эмилем Бетке. Мануфактура расположилась на реке Шпрее, что облегчило процесс доставки материалов и перевозки готовых изделий.
Вторая половина XIX века стала периодом технологического развития фабрики. К производственным корпусам был добавлен научно-исследовательский институт. Его директором стал Германн Август Зегер. Одним из его важнейших достижений была работа над новым видом фарфора – мягкого фарфора. На основе китайских образцов учеными разрабатывались новые виды глазури, такие как «бычья кровь», «селадон», «хрустальная» и др. Другой его руководитель научного направления фабрики, Герман Марквард, был награжден за свои изобретения на двух Всемирных выставках 1904-го и 1905-го гг. Ученый разработал особую фарфоровую массу, позволявшую сразу переходить к процессу лепки без предварительного этапа с глиной.
С 1886 года по 1908 год руководителем художественного отдела мануфактуры «KPM» стал живописец Александр Кипс. В 1908 эту должность занял Тео Шмуз-Баудис, керамист и модельер. Именно он участвовал в разработке подглазурного декора изделий, а также новых форм предметов. Его изделия также были высоко оценены. В 1910 году на Всемирной выставке в Брюсселе Шмуз-Баудис получил золотую медаль за скульптурную группу «Свадебная процессия», созданную в честь женитьбы кронпринца Вильгельма Прусского и герцогини Сесилии Мекленбург-Шверинской.
В 1918 году история немецкой монархии закончилась. Мануфактура «KPM» получила название «Staatlichen Porzellan-Manufaktur Berlin», однако клеймо сохранило в себе изначальную аббревиатуру и изображение скипетра. С 1925 до 1929 года художественным руководителем фабрики стал известный немецкий искусствовед и коллекционер, Никола Муфанг. При нем на производстве начал работать художник, Чарльз Кродель. Затем, в 1929 году директором «Staatliche Porzellan-Manufaktur Berlin» стал Гюнтер фон Пехманн. При нем изменился дизайн изделий. Ведущими стали идеи немецкого векрбунда и Баухауса. На смену прихотливым линиям модерна пришла главенствующая роль функциональности предмета. В этот период на мануфактуре работали выдающиеся художники, например, Герхард Маркс, Маргерит Фридлендер (вазы Halle) и Труд Петри (столовый сервиз «Urbino»).
В 1930-е годы управление страной перешло в руки национал-социалистов. Фабрика лишилась многих художников. Маргерит Фрилендер, художнице еврейского происхождения, пришлось эмигрировать. Преподавателей-художников, таких как Людвиг Гис и Герхард Маркс, уволили из-за толерантного отношения к их еврейским коллегам.
Фабрика сильно пострадала во время Второй мировой войны. В ноябре 1943 года во время авианалета часть зданий была разрушена, и производство остановилось. С декабря 1943 года возобновился выпуск массовой продукции.
В послевоенные годы мануфактура «KPM» сначала была вынуждена временно переехать в город Зельб, расположенный на границе с Чехией. Отсюда фабрика продолжала производство изделий. В 1957 году, после восстановления зданий, производство вновь переместилось в Берлин.
В 1988 году фирма стала частным предприятием, вернув себе оригинальное название: «Königliche Porzellan-Manufaktur Berlin GmbH». В 1990-х в художественном плане мануфактура вернулась к производству согласно стилистическим и ремесленным традициям мануфактуры. В 1996 году мастера «KPM», в коллаборации с итальянским художником Энцо Мари, разработали дизайн берлинского сервиза. С 2006 года управление фирмой перешло в руки немецкого банкира, Йорга Вольтманна. В состав компании входят отделения в различных городах: Берлин, Потсдам, Гамбург, Кельн и Дюссельдорф. В последствии «KPM» сотрудничала с известными фирмами, такими как «Bottega Veneta» и «Bugatti Automobiles».
К 250-летию мануфактуры в 2013 году на трех крупных берлинских выставках были представлены фарфоровые изделия «KPM» различных периодов.
Клейма KPM
Клеймо фарфора «KPM Berlin» часто включает изображение скипетра и державы. Ее цвет обычно определяет тип украшения на изделии.
Красная «императорская держава» используется для обозначения того, что декоративное оформление предмета включает в себя цветочную роспись, фигуративные изображения и сцены, пейзажи. Зеленая помещается на изделиях берлинской мануфактуры, не украшенных цветами. Синяя маркирует фарфор, относящийся к классу «Grand Feu», когда роспись обжигается при очень высоких температурах и сплавляется с глазурью. Черная «императорская держава» появляется на фирменном фарфоре «KPM» с логотипами компании и т. д.
С момента основания компании в 1763 году компания использовала ряд ключевых маркировок и символов на дне фарфорового изделия. Сегодня эти маркировки помогают специалистам идентифицировать определенные периоды в истории компании.
С 1751 по 1757 год – период, когда мануфактура принадлежала Вильгельму Каспару Вегели, а фарфоровые изделия помечали клеймами в виде литеры «W» синего цвета, под глазурью.
С 1761 по 1763 год – фабрика находилась под управлением Иоганна Эрнста Гоцковского и берлинский фарфор маркировался синей буквой «G», под глазурью.
С 1763 по 1837 год - фарфор «KPM» имел клеймо в виде скипетра синего цвета, под глазурью. Знак «берлинского скипетра» был введен после приобретения мануфактуры Фридрих II Прусским. В этот период на королевском «скипетре» изображалась горизонтальная перекладина.
С XIX века, в дополнение к берлинскому заводскому клейму, на изделия, украшенные художниками, работающими на берлинском заводе, наносилось декоративное клеймо. Оно было напечатано синим, красным или зеленым цветом на глазури и изображало скипетр, орла или земной шар.
С 1837 по 1844 год — к изображению «берлинского скипетра» на фарфоровых изделиях были добавлены инициалы «KPM».
С 1844 по 1847 год - «берлинский скипетр» в вышеупомянутом знаке был заменен орлом, держащим скипетр и глобус.
с 1847 по 1870 год - для маркировки использовалась круглое клеймо. На нем был изображен уже описанный орел, окруженный надписью «KOENIGLICHE PORZELLAN MANUFAKTUR».
С 1870 года был вновь введен символ «берлинского скипетра», но с диагональной перекладиной вместо прежней горизонтальной.
С 1882 по 1918 год — Германн Август Зегер разработал особый тип мягкого фарфора, изделия из которого отмечались клеймом в виде «берлинского скипетра» и инициалов «S.gr.P» (Seger-porzellan).
В конце Второй мировой войны берлинский фарфоровый завод был частично разрушен. Во время реконструкции производство было временно перенесено на завод, расположенный в Зельбе. Берлинский фарфор, произведенный в этот период, отмечен знаком скипетра и начальной буквой «S».
С 1962 года клейма, отличающие берлинскую мануфактуру, стали более современными, часто изображая аббревиатуру «KPM» и название места, указывающее, где был изготовлен объект. Например, изделие, изготовленное в Берлине в 1980-х годах, может иметь следующую маркировку: «ROYAL PORZELLAN KPM GERMANY».
Когда дело доходит до определения того, является ли изделие подлинным фарфором «KPM», лучше проконсультироваться со специалистом. Самый простой способ подделать известную марку – нанести клеймо. Клеймо королевского фарфора легко подделать, потому что, например, с 1763 года на изделиях изображался только скипетр Фридриха II. Это вертикальный штрих, две диагональных линии сверху, утолщение рукояти и точка навершия. Когда производство предприятия увеличилось примерно к 1780 году, марка со временем приобрела немного неаккуратный вид. Однако, специалист легко распознает подделку.
Коллекционирование и цены
Фарфоровая мануфактура «KPM» продолжает процветать, создавая предметы в стиле рококо, вдохновленные периодом правления Фридриха II, ультрасовременные изделия, созданные ведущими дизайнерами, а также в духе всех периодов существования фирмы. Престижное происхождение компании, ее яркая история и высококачественные технологии производства способствовали невероятному успеху завода, сделавшему «KPM» — наряду с произведениями фарфоровых мануфактур «Meissen», «Sevres» и «Wedgwood» — одним из ведущих производителей фарфора в Европе.
Говоря о коллекционировании фарфора «KPM», доктор искусствоведения, Ингрид Гильгенманн, специалист по декоративно-прикладному искусству аукционного дома «Lempertz», призывает коллекционеров «взаимодействовать с объектами, когда они привлекают ваше внимание, вызывают ваш интерес». Она добавляет: «Никогда не знаешь, что из этого получится и куда предмет приведет вас». Действительно, фарфор берлинской королевской мануфактуры существует совершенно различных форм и видов. Одно только клеймо может многое сообщить потенциальному владельцу предмета. С момента основания завода началось коллекционирование его изделий. В настоящее время сервизы, статуэтки, фигурные композиции, тарелки и другие предметы можно обнаружить на антикварном рынке. Их стоимость может довольно сильно варьироваться. Например, декоративная фарфоровая тарелка с изображением королевской семьи была выставлена на аукционе за 1000-1200 евро. Большое фарфоровое блюдо, созданное для Берлинского дворца в 1768 году, было продано в 2016 году за 2976 евро. Неоклассическая чайная пара «KPM» ок. 1795 года стоит около 1500 евро. Расписной поднос в стиле модерн конца XIX века можно продать примерно за 1600 евро. Минималистичные фарфоровые вазы второй половины XX века стоят около 150 евро. Современный сервиз «Курляндия» на 30 предметов, созданный по мотивам оригинала конца XVIII века, можно продать от 1500 до 2000 евро.
Фарфоровый завод «Königliche Porzellan-Manufaktur Berlin» имеет долгую историю. Возникнув как небольшое предприятие, он превратился в королевскую мануфактуру, создавал собственные дизайны изделий в различных стилях, стал государственным фарфоровым предприятием, а затем и частным. Предметы этого немецкого производителя являются украшением интерьера и объектами коллекционирования. Если вы хотите продать винтажную фарфоровую посуду, то можете сделать это, воспользовавшись услугами антикварного клуба «Raritetus». Присылайте фото и заказывайте бесплатную экспертную онлайн-оценку фарфора, или приезжайте к нам в офис. Специалисты «Raritetus» помогут оценить его и предложат выгодную цену.
Оставить комментарий
Комментарии (всего: 0)
Похожие статьи
Фарфор Графенталь: клеймо по годам Grafenthal, статуэтки Графенталь Германия
08.02.2023 в 08:46
Песоченская фабрика фаянса: клейма по годам Мальцова и Кузнецова, кировского фарфора
08.02.2023 в 09:51
Фраже: клеймо Fraget, приборы, подстаканники, посуда фирмы Фраже
07.02.2023 в 10:23
Завод «Труд» в с. Вача - что производили, история фабрики Кондратова, клейма
06.02.2023 в 02:16
Посуда Norblin & Co Warszawa: клеймо, история и изделия фабрики Норблина
30.01.2023 в 02:23
Завод «Русские самоцветы»: история, изделия «Русских самоцветов», клеймо по годам
08.02.2023 в 04:04
Посуда WMF: история Вюртембергской фабрики металлических изделий, клеймо WMF по годам
09.02.2023 в 08:01
Карл Энс: клейма по годам, история фарфора Karl Ens, статуэтки Карл Энс
09.02.2023 в 07:35