- Песоченская фаянсовая фабрика до революции 1917 года
- История фабрики после революции
- Клейма Песоченской фабрики по годам
К началу XX века фарфоровая империя Матвея Кузнецова насчитывала несколько крупных предприятий, расположенных в разных уголках России. В его амбициозные планы входило обеспечение разных слоев населения высококачественным и недорогим фарфором. Функциональная посуда с несложным рисунком выпускалась для массового потребителя, для ценителей производили тонкий фарфор с изысканным декором.
История создания Песоченской фаянсовой фабрики
Песоченская фаянсовая фабрика последней вошла в состав «Товарищества производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М. С. Кузнецова» в 1911 году. С 1899 года владелец фарфоровых заводов Кузнецов арендовал фабрику у С. И. Мальцова, который переоборудовал железоделательный молотовый горный завод в 1853 году в фаянсовый завод. Песоченская фабрика специализировалась на выпуске изделий из белого фаянса, посуды с незатейливой росписью. На продукцию Мальцова ставили клеймо, но в условиях растущей конкуренции, сбывать товар не самого высокого качества становилось все труднее. Фабрике требовалась реконструкция и расширение ассортимента. Акционеры приняли решение передать управление производством в опытные руки фарфорового магната Кузнецова, который играл значимую роль на рынке, определяя модные тенденции. В пользование арендаторов перешли кирпичные здания, мельницы, сырые материалы и краски, а также права пользования глиняными и песчаными залежами.
Модернизация постепенно превращала фаянсовую фабрику в современное предприятие. Рос объем производства, расширялся ассортимент, были построены новые здания и магазин готовых изделий. В прейскуранте фабрики на 1914 год насчитывали до 2900 наименований фаянсовой посуды: многопредметные столовые сервизы, блюда, кувшины, салатники, сухарницы, конфетницы. В номенклатуру входили и бытовые предметы, фабрика выпускала пепельницы, подсвечники, туалетные и письменные принадлежности.
Песоченский фарфор приобретал черты знаменитого кузнецовского фарфора, с присущей ему стилевой эклектичностью, перегруженностью декором, яркими цветовыми сочетаниями. В украшении фарфора использовали романтические пейзажи, жанровые сцены, букеты цветов, геометрические формы. Предметы окрашивали в голубые, розовые, сиреневые тона, включали элементы модерна, витиеватые растительные узоры, мифических персонажей. К особенностям декора можно отнести частое применение золота в украшении. Мастера стремились создавать нарядную посуду, которая создавала ощущение богатства и роскоши. Такой стиль отражал вкусы покупателей того времени.
На фабрике трудились представители нескольких поколений, передавая опыт от старших младшим, создавались заводские династии. Ручную живопись разделяли по сложности рисунка. Орнамент из крупных цветов на основе традиций народной росписи назывался «агашки». Применяли виды быстрой росписи с растительным узором – манер, и роспись золотом – прозолоть.
Широкое применение декалькомании (переводных изображений) позволяло создавать имитацию под старинный художественный фарфор. На песоченской фаянсовой фабрике выпускали предметы с лепниной, камерную и настольную скульптуру, пасхальные яйца. Помимо фаянсовых изделий по заказам государства песоченская фабрика выпускала санитарно-техническую продукцию: умывальные столы, ванны, мыльницы, плитку, клозетные чаши.
Песоченская фабрика в советский и постсоветский период
В 1919 году фабрику национализировали. Возрождение завода началось в 1920-е годы с выпуска фаянсовой посуды как для бытовых нужд, так и по заданию новой власти.
К пропаганде социалистических ценностей были подключены все сферы деятельности общества, в фаянсово-фарфоровом производстве важное место занял агитационный фарфор и фаянс. Мастера, начавшие работать еще в кузнецовские времена, остались трудиться и на советской фабрике. Среди известных имен – скульптор Иван Бессмертнов, художники по фаянсу А. Переборщиков, М. Снопов, позднее возглавивший живописный цех.
Агитационный фаянс изготавливали с применением техники деколь. Внедрили новую технику распыления краски – аэрографию по трафарету, фотодеколи. Агитационная роспись должна была быть ясной, простой, понятной. Привлекать внимание лозунгами-призывами, изображением атрибутов советской власти.
Песоченский завод в 1920-е годы входил в Брянскую губернию. По заказу профсоюза рабочих-химиков в честь его пятилетия был выполнена памятная многоцветная композиция с изображением заводских корпусов в лучах восходящего солнца, в окружении колб и пузырьков. Цель медальона -прославление возрожденной промышленности. Медальон имеет музейную ценность и хранится в Брянском краеведческом музее.
В 1920-30-е годы Песоченская фабрика производит чашки, бокалы, вазы с агитационными текстами и живописью, плетеные сухарницы в виде пятиконечных звезд. Художественные изделия характеризовало избыточное использование газетных штампов, эмблем, символов. Среди известных агитационных фарфоровых изделий Песоченского завода – кружки с лозунгами. На кружке, посвященной идее о мировой революции, изображен В. И. Ленин, возвышающийся над земным полушарием с серпом и молотом. «Ленин – вождь земного шара», - гласит лозунг этой композиции. В центре помещен герб и надпись: «Дело Ленина переживет столетия». Далее изображение тюремной решетки и протянутых рук с красным флагом, ниже надпись: «Не забывайте нас». Она посвящена международной организации помощи борцам революции МОПР. Рисунок выполнен лаконично, в монохромном черном цвете, с акцентом на красном флаге.
Агитфарфор был призван не столько использоваться по назначению, сколько внедрять идеалы, пропагандировать важность и значимость нового строя.
В 1936 году Песоченская фаянсовая фабрика стала именоваться «Кировский фаянсовый завод». На фабрике возобновили производство фарфоровых и фаянсовых сантехнических изделий, бытовых предметов и посуды.
К XX-летию октября на Кировском фаянсовом заводе изготовили памятную вазу, посвященную беспосадочному перелету, Москва-Северный полюс-Сан-Джасинто, с изображением летчиков-героев и длительности маршрута. Согласно идеологии, такие подвиги могли совершаться только при поддержке советской власти.
Среди известных работ мелкой пластики стали дружеские шаржи, исполненные по моделям Кукрыниксов. В серию фарфоровых бюстов вошли артисты Художественного театра Качалов и Москвин, режиссеры В. Э. Мейерхольд, К.С. Станиславский, композитор С.С. Прокофьева.
В послевоенное время на Кировском заводе над разработкой форм и эскизов трудятся художники-керамисты. Творческий путь известного художника Е. С. Никитина отмечен созданием авторских работ к памятным датам, живописным исполнением декоративных изделий, созданием сложных сюжетных композиций, насыщенных цветом и текстовым сопровождением. В числе известных работ – скульптура «Василий Теркин».
В 1950-60-е годы в СССР фарфоровые заводы выпускали новый вид интерьерной скульптуры, ориентированной на личное и семейное использование. В это время разрабатываются темы любви, дружбы, счастливого детства, успехом пользуется анималистика. Литературные, басенные персонажи, театральные и музыкальные образы в виде фарфоровых статуэток занимали почетное место на полках и письменных столах. Живые и эмоциональные, они создавали настроение, задавали тон интерьеру. Мастера старались придавать работам выразительность и красоту. За эти качества их и сегодня ценят коллекционеры.
В 1992 году Кировскую фарфоровую фабрику акционируют, она становится закрытым акционерным обществом «Кировский завод стройфарфор». А в 1994 году из него выделяют производственно-коммерческую фирму «Фарфор» для производства художественных изделий по сохранившимся кузнецовским формам и моделям начала XX века. Производство плетеных сухарниц – традиционный промысел для Песоченской фабрики. Несколько поколений мастериц передавали мастерство потомкам более столетия. Выпускали сухарницы в трех видах – живописном, кобальт с позолотой, золото с глазурованным белым.
Художники «Фарфора» О.И.Лукашева, Е.Н. Чурилов, С.П. Кадышкина подготовили образцы изделий для производства современных фасонов ваз для цветов, графинов, кувшинов, питьевых наборов. Были созданы скульптуры малых форм, напольные вазы, подсвечники, фруктовницы. Изделия декорировались вручную, с ограниченным применением деколя и штампа. Среди сюжетов росписи – пейзажные композиции, жанровые сценки, цветочные орнаменты.
Начиная с 2000-х годов «Кировский стройфарфор» выпускает сантехнику, керамическую плитку, соответствующую европейским стандартам. Фирма «Фарфор» поддерживает и сохраняет традиции и стандарты, заложенные в кузнецовский период. Также предприятие занимается разработкой новых форм, производят опытные образцы для расширения и обновления ассортимента, чтобы соответствовать самым требовательным вкусам любителей фарфора.
Наиболее интересные памятники песоченского фарфора XIX-XX вв. хранятся в коллекции Кировского историко-краеведческого музея и других музеев России. Агитационный фарфор и мелкая пластика составляют являются предметами повышенного интереса у коллекционеров.
Клейма по годам
В середине XIX века, когда была основана Песоченская фабрика, на клейме использовалось имя её владельца – Мальцова. С 1899 по 1919 годы на клеймах ставится двуглавый герб кузнецовского фарфора. В советский период в 1920-е годы на клейме изображен «Серп и Молот» и наименование фабрики Песоченская ф-ка Брянской губернии. Также в этот период ставят клеймо «ГМЗ» – Государственные мальцовские заводы. После переименования завода в 1937 году на клейме пишут новое название «Кировский фаянсовый завод». До 1990-х годов сохраняется написание «кировский» с указанием принадлежности к той или иной головной организации. С 1990-х в клеймо включено изображение лебедя и полное наименование предприятия с указанием организационно-правовой формы.
Если Вы желаете продать фарфор Песоченской фабрики, обратитесь к экспертам по антиквариату компании «Raritetus». Специалисты оценят фарфор по фотографиям, которые можно предоставить любым удобным для Вас способом. Можно проконсультироваться вживую, приезжайте к нам офис. Вы получите профессиональную оценку, Вам предложат выгодную сумму выкупа.